Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Холтон Джеральд

Джеральд Холтон/  Dzherald Holton

 

 Xолтон главной задачей своего исследования видит в том, чтобы «произвести тщательный анализ той фазы работы ученого, в которой происходит зарождение новых идей».


Джеральд Холтон – немецко-американский философ, специалист по истории и методологии науки, профессор физики и истории науки Гарвардского университета (США).

Известен как основатель нового направления в исследовании истории науки — тематического анализа, призванного дополнить стандартный анализ логической структуры научного знания. Согласно Xолтону, «тематический анализ» позволяет находить в развитии науки определенные черты постоянства, непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными. Эти инварианты Xолтон обозначает понятием «тема». «Темы» включают в себя обобщенные модели, фундаментальные понятия, определяющие постановку проблем и способы их решения. Они также влияют на предпочтения, отдаваемые ученым той или иной гипотезе или теории. Являясь источником творческой интуиции, связанной с фазой зарождения новых идей, «темы» направляют воображение ученого, ограничивая выбор допустимых гипотез. Функция «тематического анализа» во многом родственна структурному анализу, применяемому в гуманитарных науках (в частности, в фольклористике и антропологии), что, по мнению Xолтона, может привести к обнаружению глубинных черт сродства между естественным и гуманитарным мышлением. Тематический репертуар мышления весьма устойчив и не слишком разнообразен (в физике, напр., Xолтон насчитывает не более сотни тем). Смысловые корни тем восходят к античности, а нередко и к пластам мифологического мышления.

Холтон убежден в существовании в культуре современного общества двух «полюсов», один из которых сформирован научной традицией европейского модерна и представляет собой фундамент рациональности всего социального бытия, тогда как второй, порожденный «контркультурой» т.н. постмодернизма, объективно ведет к разрушению всяких рациональных устоев и сползанию общества в хаос и тьму иррационализма.

Философский взгляды Джеральда Холтона

Джеральд Холтон родился в Берлине в 1922 году. До 1938 жил и учился в Вене.

После захвата Австрии германскими фашистами Xолтон покинул Австрию и учился сначала в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете, где за работу по физике высоких давлений в 1948 получил степень доктора. Основные сочинения: «Тематическое воображение в науке» (1967), «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» (1973), «Темы в научном мышлении» (1974) и др.

Много лет Xолтон занимается изучением научного творчества А.Эйнштейна, ряд его работ посвящены Кеплеру, Бору и другим деятелям науки. Являясь одним из представителей постпозитивистской линии в философии науки , Xолтон главной задачей своего исследования видит в том, чтобы «произвести тщательный анализ той фазы работы ученого, в которой происходит зарождение новых идей». Он пытается выявить сущность сложного процесса формирования ученого и нового знания, привлекая для этого богатый исторический материал и уделяя значительное внимание иррациональным факторам, влияющим на этот процесс. Его концепция исследования научного знания получила название «тематический анализ науки». Одним из важнейших аспектов ее является рассмотрение любого результата научной деятельности в качестве «события». В этом событии может быть выделено, согласно Xолтону, не менее восьми аспектов: 1) тот аспект, что сознание ученым научных фактов, законов, теорий, технических средств и т.д. рассматривается в контексте обобществленного научного знания того времени; 2) «временная траектория» так называемого публичного научного знания, т.е. знания, разделяемого учеными; 3) сам контекст открытия, изучение индивидуальных черт той деятельности, в которую погружено событие бытия; 4) временная траектория этой «частной» научной деятельности – «непрерывности и разрывов» в индивидуальном развитии ученого или науки в процессе ее создания, как она воспринимается им через призму его индивидуальных усилий; 5) вся психобиографическая эволюция человека, чьи работы изучаются в конкретно данном случае; 6) социальная обстановка условий или влияний, порождаемых коллегиальными связями, динамики групповой работы и т.д. – т. е. научная политика и социология науки в узком смысле этого термина; 7) аспекты культурной эволюции, социокультурный контекст, в который помещается наука; и, наконец, 8) логический аспект изучаемых научных работ. Эта схема, считает Xолтон, показывает связь между естественными и гуманитарными исследованиями. Он констатирует неполноту этого перечня компонентов историко-научных исследований. Всегда остается ряд вопросов, которые не могут быть решены в рамках этой восьмеричной схемы, и в частности, это вопросы, касающиеся выбора той или иной теории учеными; источника, постоянно питающего научные споры, а также того неизменного, что существует в непрерывно изменяющейся теории и практике науки и т.д. Для решения вопросов такого типа и предлагает Xолтон девятый компонент анализа научной деятельности – тематический анализ науки. Согласно Xолтону, именно личной, возможно, даже неявной приверженностью к определенной теме может направляться творческое воображение ученого. Применение тематического анализа к исследованию научной деятельности позволяет Xолтону ввести психологические и социокультурные факторы в анализ процесса возникновения нового знания, а также связать анализ науки с рядом других областей исследований, включая исследования человеческого восприятия и познания, процессов обучения, мотивации и даже выбора профессии.

Источники:

http://ariom.ru

http://mirslovarei.com

http://socionav.narod.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

О’Генри

Дай себе сто очков, когда другие дают два, и если тебя не выбросят вон, получишь, что хотел.

 

Сделать стартовой