Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Эллюль Жак

Жак Эллюль/ Zhak Ellul

 

 Главным результатом революции Эллюль считает укрепление государства и дальнейшее порабощение человека.


Жак Эллюль - французский философ, культуролог, социолог и юрист. Участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие профессор университета в г. Бордо. У Эллюля нет специальных работ, посвященных теории культуры. Сфера его интересов - философия культуры, философия техники, философия политики.

В своих работах затрагивает различные социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества.
Эллюль - член Национального совета протестантской церкви Франции (хотя религиозная тематика не занимает в его исследованиях сколько-нибудь значительного места). Эллюль считают сегодня одним из видных представителей современного «христианского гуманизма». Он, так же как и сторонники философского персонализма, провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. Проделал определенную эволюцию от социального критицизма либерального толка к неоконсерватизму.

Привлекая обширный исторический материал, Эллюль стремится проследить закономерности и особенности массовых движений современности. Он полагает, что все социальные революции, независимо от их характера, пагубны для человечества, приводят к краху иллюзий. Главным результатом революции Эллюль считает укрепление государствава и дальнейшее порабощение человека. Он проводит различие между революцией, которая связана с идеей прогресса и имеет программу, и бунтом, который лишен исторической перспективы и нередко ставит целью возврат прошлого. Эллюль полагает, что нужна идея преобразования культуры, сопряженная с революцией, которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Однако в современном обществеве уже невозможны политические революции. Он провозглашает наступление эпохи бунтов.

Жак Эллюль и его философия техники

Жак Эллюль родился в 1912 году во Франции.

Он участник движения Сопротивления во время Второй мировой войны. Как представитель философии техники, Эллюль известен своими антитехнологическими взглядами, которые представлены в его основных работах. Окончил университеты Бордо и Парижа. С 1947 преподавал социальную историю в университете Бордо, читал лекции в университетах Монплиера (1937—1938) и Страсбурга (1938—1940). С 1944 по 1974 был помощником мэра Бордо.
Эллюль считал, что социальный прогресс представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение личности массовым потребительским, все более регламентированным обществом; ради материальных благ, приносимых наукой и техникой, люди жертвуют индивидуальной свободой и духовными ценностями. При этом развитие техники сопровождается вытеснением гуманистических целей техническими средствами достижения эфемерного господства человека над природой. В конечном счете, технические средства в возрастающей мере становятся самоцелью безличного «технологического общества», в котором люди низводятся до роли придатка к машине.

Определяя технику как совокупность методов, рационально обработанных и эффективных в любой области человеческой деятельности, Эллюль связывает технику со всеобщей рационализацией мира и выдвигает требование контроля над техническим развитием. Техника способна превращать средства в цель, стандартизировать человеческое поведение и, как следствие, делает человека объектом «калькуляций и манипуляций». В своей работе «La Technique ou, L'enjen du siecle» (1954) Эллюль пишет о вызове, который бросает феномен техники человечеству. Смысл этого вызова состоит в систематическом сопротивлении тому, чтобы человека интерпретировали с заведомой целью включить в систему нетехнических принципов и форм общественной мысли или подчинить этим последним. Феномен техники сам объясняет др. формы деятельности как свои собственные и тем пытается преобразовать их по своим меркам и включить их в себя. Превращаясь в самостоятельную, целостную среду обитания, преобразуя восприятие мира, техника, по мнению Эллюль, вторгается даже в область искусства: «Искусство по-настоящему укоренено в этой новой среде, которая со своей стороны вполне реальна и требовательна. И совершившегося перехода от старой, традиционной среды к этой технической среде достаточно для объяснения всех особенностей современного искусства. Все творчество сосредоточивается в области техники, и миллионы технических средств выступают свидетельством этого творческого размаха, намного более поразительного, чем все то, что смог произвести художник. Художник уже не может оставаться творцом перед реальностью этого колоссального продуцирования вещей, материалов, товаров, потребностей, символов, выбрасываемых ежедневно техническим производством. Теперешнее искусство — отражение технической реальности.

Проблему влияния техники на жизнь человека Эллюль исследует также в работе «Другая революция» (1969): «Мы живем в техническом и рационалистическом мире… Природа уже не есть наше живописное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины. Техника сама становится средой в прямом смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение — так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, происходят от техники».

В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Эллюль провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.

Источники:

http://ariom.ru

http://www.ubrus.org

http://psylib.org.ua

http://www.engineer.bmstu.ru

http://socio.rin.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Бальтасар Грасиан

Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.

 

Сделать стартовой