Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Лао-Цзы

Лао-Цзы

 

 Мудрец заботится о внутреннем, а не о внешнем; он пренебрегает внешним, а избирает внутреннее

Лао-Цзы

 

Лао-Цзы (конец VII – середина VI вв. до нашей эры) – китайский философ, основоположник даосизма. Является автором трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о пути к добродетели"), трактата о нравственности, посвященному выяснению основного в философии Лао-Цзы понятия «Дао» (путь, разум, логос). Дао – единое верховное существо, первопричина всего существующего, являющееся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Его философские произведения содержат глубокие мысли о содержании и сущности деятельности правителя, о роли и личности первого человека и так далее.

Жизнеописание Лао-Цзы может занять несколько томов или уместиться в нескольких строках, смотря по тому, примем ли мы за жизнеописание народный миф о Лао-Цзы или те несколько сухих и отрывочных сведений, с великим трудом добытых синологами, да и то не слишком достоверных. Если принять последнее, то с огромной народной книги о Лао-Цзы останется одна страница; при более строгом отношении – одна строка из страницы, при еще более строгом – одно слово из строки – имя Лао-Цзы. Но и это имя окажется не именем: Лао-Цзы – значит «престарелый философ» – следовательно, есть только прозвище, данное Лао-Цзы; следующее прозвание Лао-Цзы – «Хакуян» – также не имя: это только псевдоним философа, принятый им по обычаю китайских ученых: наконец, мы узнаем, что фамилия его была «Ли», а имя «Зи».

О жизни Лао-Цзы мало что известно. Многие исследователи вообще сомневаются в его существовании. Основная причина этих сомнений в том, что ни один из ранних китайских философов - ни Конфуций, ни Мо-Цзы, ни Мэн-Цзы - ни разу не упомянули ни о Лао-Цзы, ни о «Дао дэ Цзин».

Однако видный даосский философ Чжуан-Цзы постоянно обращается к этой фигуре в своих сочинениях, а в труде отца китайской истории Сыма Цянь (II в. до н.э.) мы впервые встречаем биографию Лао-Цзы.

Принято считать, что Лао-Цзы родился в 604 г. до н. э. в селе Кеку-Зин, находившемся близ современного Пекина. Чем занимались его родители, неизвестно. Однако, судя по тому, что в дальнейшем Лао-Цзы был на государственной службе, для поступления на которую необходимо было сдать сложные экзамены, его родители имели средства, чтобы дать сыну начальное образование.

Лао-Цзы – жизнь и философия

Год рождения Лао-Цзы неизвестен; его относят к началу VI века до нашей эры. Главнейшим и единственным по достоверности источником для жизнеописания Лао-Цзы является китайский историк Сымацянь, автор «Исторических повествований», сочувственно относящийся к даосизму. Родители Лао-Цзы жили в селе Кеку-Зин, в королевстве Со, лежавшем близ современного Пекина. Ремесло родителей Лао-Цзы неизвестно. Есть суждение, что фамилию Ли философ носил по матери, а свой псевдоним Хакуян – по отцу. Неизвестно, какое образование получил Лао-Цзы; но тот факт, что в дальнейшем Лао-Цзы был на государственной службе, для поступления на которую необходимо было сдать трудные экзамены, показывает, что Лао-Цзы и в детстве получил некоторое образование.

Можно думать, что он был небогат, прост, скромен, нетребователен. «Многие люди богаты, говорит он в своем сочинении, - но я не имею ничего, как будто все потерял. Я раздаю милостыню в великом страхе». Занимая официальное место, Лао-Цзы, очевидно, был весьма обеспечен, лишь последнее признание о милостыне объясняет нам другое признание: «Я ничего не имею».

Лао-Цзы был женат: Сымацянь сообщает о сыне философа, Со, служившем в военной службе, столь отрицаемой Лао-Цзы. Лао-Цзы был начальником императорского книгохранилища, архивариусом.

Лао-Цзы оставил государственную службу, недовольный течением общественных и политических дел, и удалился в уединение. Он посвятил свою жизнь созерцанию и размышлению; поселился в уединенной пещере и там-то, по преданию, обдумал свою книгу. Об уединении Лао-Цзы писал в ней: «Когда дела увенчаются блестящим успехом и будет приобретено доброе имя, то лучше всего удалиться (в уединение). Вот это-то и есть небесное Дао». Наконец он вознамерился покинуть Китай совершенно. Он решил уйти из страны варваров через западную границу.

По преданию, сообщаемому Сымацянем, направляясь на запад, Лао-Цзы достиг горного прохода, находившегося на границе империи. Там его встретил начальник пограничной стражи Ин-Ки (или Ин-Си), бывший глубоким почитателем философа. Полагая, что Лао-Цзы хочет исчезнуть навсегда, Ин-Ки сказал ему: «Философ! Ужели ты думаешь скрыться? Если так, то прошу – изложи сначала свое учение для нашего наставления». В ответ на это Лао-Цзы написал свою книгу «Дао дэ цзин». По китайскому исчислению, в этот именно год родился Сиддарта Будда. Это предание о создании «Дао дэ цзин» недостоверно: совершенно очевидно, что книга Лао-Цзы, пестрая по составу, не цельная даже по главам, написана в разное время и есть сборник афоризмов, составлявшихся по разным случаям и при различных обстоятельствах.

О жизни Лао-Цзы в его уединении неизвестно ничего. О внешности Лао-Цзы существуют апокрифические свидетельства в истории Сымацяня: «Лао-Цзы был высокого роста; цвет лица у него был желтый, красивые брови, длинные уши, широкий лоб, редкие и некрасивые зубы, четырехугольный рот с толстыми и безобразными губами».

От Лао-Цзы ведет свое начало даосизм, распространенное в Китае в простом народе вероучение. «Даосизм есть самый разнородный состав всякого рода верований и приемов, не имеющих между собою ничего общего, даже не старавшихся обобщиться посредством какой-нибудь системы. У всех у них одного общего только имя, да то, что все они согласно признают своим учителем Лао-Цзы», - говорит о даосизме китайский писатель Ма-Дуань-Лин.

Величайшее знание, данное Лао-Цзы даосам, верным своим, - знание бессмертия, путь к практическому достижению бессмертия. В даосских системах есть все: мифология, астрология, космология, теогония, магия, медицина, практическая аскеза (например, приемы дыхания, практика созерцаний и прочее), но все это только для того, чтоб овладеть бессмертием тут же, на земле, чтобы вознестись на небо «для принятия должности на небе».

«Вообще все вещи идут вперед или назад! Воют или дуют; сильны ил слабы; несутся или же останавливаются на одном месте». «Я как будто несусь, но не знаю, куда и где остановлюсь. Я один темен, но люди света просвещены. Я один страдаю душевно; волнуюсь, как море; блуждаю и не знаю, где остановиться».

Л. Н. Толстой, в последние годы жизни вновь заинтересовавшийся учением Лао-Цзы, утверждал, что «сущность учения Лао-Цзы есть та же, как и сущность учения христианского».

 

Что же, собственно, представляет собой Дао? Ответить на этот вопрос не менее сложно, чем выучить китайский язык. Дело в том, что равносильного понятия в европейских языках не существует.

Путь, логос и еще несколько десятков возможных вариантов, которые дают различные исследователи, не отражают сути Дао. Дао вбирает в себя все, и в этом плане оно созвучно библейскому Слову. Хотя понятие Дао шире.

Мировая материя, начало и конец всего существующего, абсолютная простота и мировой разум - все это заключено в Дао. Мир, произошедший из Дао, существует благодаря взаимодействию двух сил природы: положительной (ян) и отрицательной (инь).

Человек, являющийся проявлением Дао, также состоит из двух частей: тела (относящегося к мировой материи) и души (части мирового разума). Но человеческая душа бессмертна лишь по отношению к телу. В абсолютном Дао она теряет свою индивидуальность.

Здесь напрашивается параллель с буддийской нирваной. И отчасти это правильно - в дальнейшем даосизм и буддизм переплетутся настолько сильно, что Лао-Цзы станут считать отцом Будды. А год создания «Дао дэ Цзина» - годом рождения Сиддхартхи Гаутамы.

Идеалом жизни, по Лао-Цзы, является бездеятельность. Если попытаться объяснить это европейскими терминами, то суть в том, что Дао - совершенно, а человек нет. Пребывай в бездействии, и в силу Дао все наладится.

Источники:

http://www.interfax-religion.ru

http://besonus.narod.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Бернард Шоу

Каждый шаг вперед в развитии мысли и нравов считается аморальным, пока он не получил признание большинства. Поэтому исключительно важно защищать аморальность от нападок тех, кто имеет только одно мерило – обычай

 

Сделать стартовой