Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Тейяр де Шарден Пьер

Пьер Тейяр де Шарден/ Pierre Teilhard de Chardin

Тейяр де Шарден  Тейяр не был согласен ни с материализмом, ни со спиритуализмом. «По моему убеждению, — говорил он, — эти две точки зрения требуется объединить». 


Тейяр де Шарден - французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.

Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства – времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.

Тейяр де Шарден не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке — тейярдизм. Его концепция ноосферы оказала огромное влияние на развитие современной науки, нашла — и постоянно находит — отражение в жизни общества, в культуре и даже — что случается не часто — в масскультуре (примером тому может служить популярная на западе и в России научно-фантастическая тетралогия американского писателя, лауреата премий Хьюго и Небьюла Дэна Симмонса «Песни Гипериона»).

Жизнь Пьера Тейяра де Шардена

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 г. в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвертый из одиннадцати детей. В 1892 г. поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 г., окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.

С 1899 по 1901 гг. учится в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата приносит первые обеты и в 1901—1902 гг. продолжает философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 гг. преподает физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 г. его направляют в Гастингс (Англия, графство Суссекс) — изучать теологию. 14 августа 1911 г., в возрасте 30 лет, рукоположен в священники.

С 1912 по 1914 г. работает в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля (крупного авторитета в области антропологии и археологии), вместе с которым принимает участие в раскопках на северо-западе Испании.

В декабре 1914 г. его призывают в армию, он служит санитаром-носильщиком. Прошёл всю войну, получил Военную медаль и орден Почетного легиона. Именно во время войны (в 1916 г.) он написал свое первое эссе «La vie cosmique» («Космическая жизнь») — философские и научные размышления о мистике и духовной жизни. Позднее Тейяр де Шарден напишет: «la guerre a été une rencontre… avec l’Absolu» («война была встречей… с Абсолютом»).

26 мая 1918 г. он принес вечные обеты в Сент-Фуа-де-Лион. В августе 1919, будучи на острове Джерси, пишет эссе «Puissance spirituelle de la Matière» («Духовная сила материи»).

С 1920 г. продолжает обучение в Сорбонне, в 1922 г. защищает докторскую диссертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология) по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и получает назначение на должность профессора кафедры геологии парижского Католического университета.

В 1923 отправляется в исследовательскую экспедицию в Тяньцзинь (Китай). Во время экспедиции, в пустыне Ордос, пишет несколько статей и эссе, в том числе «La Messe sur le Monde» («Вселенская литургия»). Его статья, посвященная проблеме первородного греха, не была понята в теологических кругах, концепцию Тейяра де Шардена сочли противоречащей учению Церкви, ему запретили публикации и публичные выступления, и в апреле 1926 г. он вновь был направлен на работу в Китай, где провел в общей сложности 20 лет. До 1932 г. он работал в Тяньцзине, затем — в Пекине. С 1926 по 1935 гг. Тейяр де Шарден принял участие в пяти геологических экспедициях по Китаю, в результате которых внес ряд уточнений в геологическую карту страны.

В 1926—27 гг. он отправляется в восточную Монголию и в эти же годы создает первую свою большую работу — философско-теологическое эссе «Le Milieu divin. Essai de vie interieure» («Божественная среда. Очерк о внутренней жизни»).

В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден — вместе с коллегами — обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки он получает широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931г. того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем. В последующие годы он работает советником в национальном геологическом департаменте Китая, принимает участие в научно-исследовательских экспедициях (Китай, Центральная Азия, Памир, Бирма, Индия, Ява), бывает во Франции, ездит в США.

В 1938—39 гг. он работает в Париже, в журнале «Etudes» (интеллектуальный центр парижских иезуитов), ему позволено возобновить цикл лекций и семинаров. В июне 1939 г. возвращается в Китай.

С 1939 по 1946 гг., во время Второй мировой войны, Тейяр де Шарден оказывается в вынужденной изоляции, в Пекине. В 1940 г. основывает вместе с Пьером Леруа в Пекине геобиологический институт, а в 1943 г. — тоже с Леруа — начинает выпускать новый журнал «Геобиология». В эти годы (1937—1946) он создает главное свое произведение — «Le Phenomene humain» («Феномен человека»).

В мае 1946 г. возвращается во Францию, возобновляет контакты в научных кругах, в апреле 1947 г. принимает участие в конференции по эволюции, организованной парижским Музеем естественной истории, в июне собирается в экспедицию в Южную Африку, но из-за сердечного приступа вынужден от этого отказаться. В 1950 г., в возрасте 70 лет, Тейяра избирают в Парижскую академию наук, но запрет на публикации и публичные выступления по-прежнему остается в силе. В 1952 г. он покидает Францию и едет работать в США, в Нью-Йорк, по приглашению Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена. Участвует в нескольких экспедициях в Южную Африку. В 1954 г. проводит два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.

Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во Французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения».

После смерти Тейяра де Шардена была создана комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся ученые (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 г. «Феноменом человека».

Источники:

http://ru.wikipedia.org

http://www.krugosvet.ru

http://www.alexandrmen.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сенека

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

 

Сделать стартовой