Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Как оценить эффективность корпоративного тренинга?
Юлия Гапеева

Как оценить эффективность корпоративного тренинга?

 

Впору давать миллион долларов тому, кто изобретет уникальную формулу, с помощью которой можно рассчитать эффективность бизнес-тренинга. Может быть, когда-нибудь в будущем, социологические технологии и психологическая наука научатся вычислять точное значение заветного k (эффект). Пока же, любая попытка высчитать пользу от встречи тренера со слушателями сродни поиску панацеи. И в том, и в другом случае слишком много нюансов и факторов, влияющих на результат.


Точного определения успешности тренинга никто не даст, его не существует в природе. В общих чертах можно сказать, что успешность тренинга проявляется в качественном улучшении показателей работы сотрудников компании. Но точную формулу расчета эффективности от занятий вывести тоже фактически невозможно. Даже опыт самих тренеров не дает устойчивой системы, из которой можно вычленить коэффициент полезного действия от проведения занятий. Некоторые из них пользуются так называемой схемой Киркпатрика.

Суть ее сводится к четырем уровням оценки: уровень реакции участников тренинга, уровень приобретения знаний и умений к концу семинара, посттренинг-бихевиор-уровень и уровень результатов по отношению к деятельности компании. Чтобы выяснить результативность проведенных занятий нужно собрать максимум информации от самих слушателей. По окончании тренинга можно попросить их дать короткую письменную оценку тренингу либо предложить заполнить анкету. Анкета должна содержать вопросы, имеющие прямое отношение к теме тренинга. В большей степени их следует ориентировать на оптимизацию рабочего процесса. Проще говоря, формулировку вопросов нужно связать с должностными обязанностями. Организацию и сбор письменных работ можно доверить тренеру, тем более что он и без этого будет собирать подобные данные.

Схема Киркпатрика стала базисом для построения многих систем оценки эффективности тренинга. Но она лишь одна из многих. У каждого тренера свой подход к измерению уровня эффективности проведенных занятий. И система оценки эффективности семинара, которую предлагает тренер, имеет гораздо более тонкую структуру.

Отчет проводящего тренинг специалиста обычно содержит информацию, справедливую для малого отрезка времени. С увеличением временного интервала с момента окончания семинара анализ показывает уменьшение коэффициента его полезного действия (что-то не пригодилось на практике, а потом забылось, что-то сотрудникам так и не удалось интерполировать в черты характера).

Если при краткосрочном анализе невозможно получить точную величину эффективности тренинга, то при долгосрочном подведении итогов это сделать гораздо легче. Для этого нужно собрать статистические данные, касающиеся работы группы, принимавшей участие в тренинге. Например, это может быть количество продаж, или количество успешно завершившихся переговоров (конечно, речь идет о тех случаях, когда цель была повысить количество продаж или повысить качество переговоров).

При расчетах оптимальнее оперировать данными по итогам года. Нулевой точкой отсчета следует признать день и время начала проведения тренинга. После этого можно сравнить статистические данные из двух столбцов таблицы, каждый из которых отображает положение дел в промежутках времени равных по модулю относительно нулевой точки.

Например, нам нужно вычислить эффективность тренинга спустя год с момента начала его проведения. Эту самую эффективность обозначим как N. Данные нулевой точки (день первого тренинга) – X. Данные по итогам расчетного периода (год) – L. Еще нам понадобятся данные годичной давности относительно нулевой точки, обозначим их как M.


В первую очередь нужно вычислить коэффициент полезного действия совокупных причин (тренинга и успешной практики) – k(1).
k(1)= L/X

После этого необходимо узнать коэффициент полезного действия дотренинговой эпохи – k(2).
k(2)=M/X

Теперь вычисляем эффективность – N.
N = k(1) – k(2)


При положительном значении N, можно утверждать, что тренинг был эффективен.

Точность расчета эффективности при такой системе верна при идеальной модели, в которой не учитываются, например, повышение узнаваемости бренда, увеличение степени доверия к торговой марке, изменение покупательной способности населения, инфляция, изменение конкурентной среды и многие другие факторы.

Нужно помнить, что один тренинг – это один кирпич. Этот кирпич можно выкинуть на обочину, можно бросить на дорогу под ноги конкурентам, а можно заложить в фундамент.

Кирпич, выброшенный на обочину – это тренинг, не подходящий целям, которые вы преследуете. Кирпич, валяющийся на пути у конкурентов – это одноразовый тренинг. Вся польза от него лишь в том, что соперникам по бизнесу каким-то образом придется перешагивать эту преграду. Наконец, из кирпичей-тренингов можно выложить мощный фундамент, на котором строится успех компании в целом. И наибольшая эффективность достигается лишь регулярным проведением тренингов.

В современном мире, любая сфера экономической деятельности похожа на узкий каньон, по которому, толкаясь, несутся мустанги-конкуренты. Обновленная компания, выстроенная в этом каньоне, перегородит его целиком, став стеной на дороге у всего табуна. Тут главное не опоздать. Замешкав, можно упустить время, и тогда мощная стена вырастет вместе со столбом пыли, оставленным последним из мустангов.

Юлия Гапеева



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

21 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Юзеф Булатович

Я еще не встречал кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши.

 

Сделать стартовой