Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Каждой фирме - своя корпоративная культура
Ольга Девишева

Каждой фирме - своя корпоративная культура

 

Современный рынок многообразен, существует огромное количество не похожих друг на друга фирм и организаций, со своими традициями и обычаями. Чтобы остаться на плаву, фирмы и организации ищут новые подходы к управлению. Приветствуется новаторство – постоянное предложение новых товаров или услуг, улучшение тех, что уже существуют. Поэтому все чаще внимание акцентируется на человеческих ресурсах. Важной частью управления организацией становится управление человеческими ресурсами. В современных организациях на работника смотрят не только как на пару умелых рук, но и как на личность, считаясь с его характером и мировоззрением. Поэтому так часто теперь можно услышать о корпоративной культуре фирмы. И, естественно, у каждой фирмы своя, только ей подходящая корпоративная культура.


Самое простое объяснение корпоративной культуры - это «как у нас принято». В каждой фирме существуют собственные подходы к работе, существует коллективное мировоззрение и так называемый «дух» команды. Корпоративная культура развивается вместе с командой и компанией, иногда остается без изменений, а иногда переходит в новое русло, продвигаясь по определенным стадиям.

Первой стадией можно назвать культуру власти. Название говорит само за себя. То есть в компании есть лидер, обладающим такими чертами характера, как мудрость и справедливость, это человек с сильной харизмой. Обычно такая культура присуща организациям на самой ранней стадии формирования, и лидером чаще всего выступает основатель фирмы. Сила этой культуры в том, что подчиненные объединяются вокруг лидера. Лидер становится вдохновителем людей, его эмоциональность и энтузиазм в делах передается и его работникам. С другой стороны, если такая культура увеличивает таланты лидера, то она же и отражает его ограничения. Если компания быстро растет и развивается, то культура власти может стать тормозом и приводить к нерациональному использованию ресурсов. Еще одна опасность, которая связана с этим типом корпоративной культуры - люди могут бояться говорить начальнику правду или плохие новости, держа лидера в неведении о существующих проблемах. Станет известно об этом лидеру обязательно, но вот иногда исправлять ошибки бывает уже поздно. Для дальнейшего роста и развития компании нужно, чтобы она смогла перешагнуть стадию культуры власти, чтобы организация не стала похожа на паутину, в середине которой сидит большой паук и дергает за нужные ниточки, когда ему надо. Здесь важно перейти на новый этап – ролевой.

Культура ролей (или бюрократическая культура) является своеобразным приемом для обезвреживания культуры власти, в которой много произвола со стороны сильного лидера. В такой культуре мало быть приближенным начальника. Здесь ценится надежность и постоянство, четкое следование правилам. Неуверенность и неясность уменьшаются за счет четких инструкций, понятных процедур и систем. В компании внедряются правила, ограничивающие злоупотребление властью. В такой культуре избегаются конфликты и разногласия, ведь роль каждого определена заранее, ответственность за разные аспекты и авторитет людей точно и четко описаны. В своем лучшем варианте культура ролей предполагает и обеспечивает равномерную работу. Слабой стороной такой корпоративной культуры является то, что в ней мало что можно изменить. Компания может понести колоссальные убытки только из-за того, что люди не смеют превысить свой авторитет, а следовать предписанным процедурам важнее, чем принять быстрое и эффективное решение проблемы. Сотрудники работают, четко выполняя свои обязанности, строго следуя букве устава, не замечая, как и что творится вокруг, то есть не следят за работой фирмы в целом. Работников, которые стараются сделать что-то сверх нормы, либо наказывают, либо считают подхалимами. Такая корпоративная культура подходит только тогда, когда она защищает людей от произвола отдельных лиц, формирует условия стабильности и отсутствие конфликтов. Как и культура власти, она основана на хорошо известном методе «кнута и пряника».

Ответом на слабости предыдущих культур может стать культура достижений. В организациях с такой культурой у работников появляется здоровый азарт в связи с возможностью достичь определенных целей. Сотрудники гордятся своей работой в фирме и могут трудиться во благо ее днями и ночами, жертвуя семьями, личной жизнью, собственными интересами. Для них основным интересом и становится их фирма, выполнение поставленных задач. Это и является основным минусом такой культуры. Здесь отсутствуют правила и ненужные бюрократические процедуры, коллектив работает сплоченно и без надзора. При такой культуре у работников высокий уровень внутренней мотивации, который не требует ни «кнута», ни «пряника». Такая культура способна быстро приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Но еще одним минусом становится то, что для достижения поставленных целей образуется атмосфера беспощадности, что непременно приведет к ошибкам и промахам. Люди могут потерять чувство меры и долго игнорировать то, что ресурсы тратятся сверх нормы и не всегда оправданно. Но, несмотря на негативные стороны, этот тип культуры достаточно мощный, чтобы существовать в современных организациях. Работники настолько вдохновлены своей «миссией», что отдача у них гораздо больше и работают они намного эффективнее, чем при других видах корпоративной культуры. 

Благоприятна для работников культура доверия и поддержки. В компании с такой культурой царствует добрая и теплая дружеская атмосфера. С такой работы не хочется уходить домой, сотрудники относятся друг к другу хорошо, выполняя свои обязанности четко и в срок. В такой компании всегда высокий уровень сервиса. У этой культуры также есть минусы, но их легко устранить при правильном руководстве людьми. Главное – разграничить дружбу и работу.

В каждой фирме могут существовать все виды корпоративной культуры, как по отдельности, так и вместе – в разных пропорциях, в различных структурных подразделениях. Важно не забывать о недостатках каждой из них и стараться вовремя их исправить. Конечно, представленные варианты не являются строгими, и список этот не исчерпывающий. Но, возможно, описанное выше даст идеи для творческого подхода к формированию собственной культуры и управлению предприятием.

Ольга Девишева



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

21 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джим Рон, великий мотиватор и бизнес-тренер

Научитесь отделять более важное от менее важного. Многие люди не делают успехов просто потому, что придают слишком большое значение незначительным вещам.

 

Сделать стартовой