Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


На собеседование прогулочным шагом (газета "The Career Forum online", 17 марта 2008)

На собеседование прогулочным шагом (газета "The Career Forum online", 17 марта 2008)

Тамара Золотарева

Итак, что заставляет людей ходить на собеседования без цели сменить работу? Кандидаты ходят на «пробные» собеседования по нескольким причинам.
«Это сравнение компании, в которой сотрудник работает на данный момент, с потенциальными работодателями помогает убедиться в правильности выбора текущей компании и удостовериться, что существующие предложения на рынке труда оказываются не такими привлекательными, какими кажутся на первый взгляд, — считает Ольга Соколова, специалист отдела персонала компании «3М Россия». — Иногда люди ходят на собеседования, чтобы определить свои сильные компетенции, а также зоны для развития, чтобы впоследствии принять решение о своем дальнейшем продвижении и месте работы».
Ильгиз Валинуров, генеральный директор кадрового агентства Business Connection, преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров, считает самым распространенным мотивом участия людей в «холостых» интервью поиск аргументов для торга с собственными работодателями. Среди других причин называется потребность соискателей удовлетворить тщеславие и подтвердить востребованность своей кандидатуры на рынке труда, что характерно для менеджеров среднего звена — у топ-менеджеров и молодых сотрудников на подобные собеседования просто нет времени. Специалисты же редких или мало распространенных профессий «мониторят» рынок вакансий в собственной отрасли, чтобы быть в курсе актуальных рыночных предложений.
Многие специалисты по подбору персонала сходятся во мнении, что подобные «тренировочные» собеседования полезны обеим сторонам. «Мне не нравится, когда кандидаты отказываются от интервью до того, как хоть немного узнают о компании, когда просмотрев описание позиции, сразу говорят, что это им не интересно, вместо того, чтобы сходить в компанию и пообщаться, — говорит Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal International Russia. — Есть такая поговорка: «Надо искать работу, когда все хорошо, потому что, когда все плохо – уже поздно». Может, человек не ищет работу, а просто думает, что это интересно и если он пойдет и продаст себя, то компания предложит ему что-то гораздо выше, лучше и выгоднее». По мнению Люка Джонса, такие интервью ни к чему не обязывают: «Человек может прийти в компанию просто на чашку кофе. Я сам иногда хожу на интервью, когда меня «хантят». Просто любопытно узнать, чем занимается компания. Считаю, что такие знакомства всегда интересны».
«Тренировочное» собеседование — шанс не только оценить собственный потенциал и возможности рынка, но и выработать навык прохождения собеседования, проанализировать собственные ошибки, что, безусловно, рано или поздно пригодится», — говорит Эллина Полухина, руководитель службы персонала компании «Элемент Лизинг». По ее мнению, нормальным можно считать, если человек ходит на такие собеседования один раз в 3-6 месяцев.
Так или иначе, мы всегда стремимся к лучшему и с этим ничего не поделаешь. Но, как говорится, иногда «лучшее — враг хорошего», и в этом есть своя правда. «Неуклюжий» поход на такое собеседование может привести и к весьма отрицательным последствиям — особенно если вы не являетесь завидным объектом охоты хед-хантеров.
«Нельзя рассуждать «Я полтора месяца не ходил на собеседования, пора сходить», — говорит Люк Джонс. Собираясь на интервью, необходимо иметь четкое представление о том, чего вы от него ждете и чего ждут от вас. «Очень многие хорошие и действительно ценные специалисты недостаточно серьезно относятся к самому процессу поиска работы и собеседованию: не умеют четко сформулировать собственную цель, описать свой функционал, свои достижения, т.е. презентовать себя», — сетует Эллина Полухина.
Будьте честны и конструктивны. Не скрывайтесь за анонимными, вымышленными именами и прочими выдумками — это может произвести крайне негативное впечатление.

Профессиональный опытный рекрутер сразу же, в самом начале собеседования, заподозрит что-то неладное и без труда догадается об истинной цели вашего визита.
«Придя на интервью, псевдокандидаты зачастую не могут сформулировать причину, по которой они рассматривают предложения, и придумывают «легенду», в которой очень легко запутаться при встрече с опытным интервьюером, — говорит Андрей Яшников, специалист по управлению персоналом Perfetti Van Melle Russia. — А поскольку мотивация является едва ли не самым важным фактором, влияющим на мнение работодателя о вас, будьте осторожны и осмотрительны. Не стоит появляться на интервью только ради того, чтобы показать, с какой легкостью вы торгуетесь при обсуждении зарплаты. Вашим потенциальным бизнес-партнерам вряд ли понравится ваш демарш, когда они поймут, что их попросту «водили за нос».
Рынок труда (даже в крупных городах) не такой большой, как кажется, и всегда существует опасность, что вас перестанут воспринимать всерьез, если вы не сможете ответить на поступившее предложение».
Кроме того, с помощью собеседований в кадровом агентстве практически невозможно получить полную интересующую вас информацию о рынке. «Рекрутер может обсуждать с соискателем только требования к конкретным вакансиям, — утверждает Ильгиз Валинуров. — Поэтому для того чтобы держать руку на «пульсе», нет нужды тратить собственное время и время рекрутеров — достаточно просматривать сайты с «зарплатомерами» и периодически читать работные СМИ».
«А если же вы просто хотите проверить себя в стрессовой ситуации, лучше всего воспользоваться услугами консультантов из рекрутинговых и тренинговых компаний, они с удовольствием помогут вам в приобретении нужной информации или навыков, — советует Андрей Яшников. — Не советую «отрабатывать» на рекрутерах психологические проблемы, поскольку в этом случае у вас будут разные задачи, вы скорее всего не найдете общего языка в процессе беседы».
«Если кандидат не уверен в своих намерениях, рекрутер может предложить ему взять небольшой тайм-аут, чтобы обдумать еще раз рассматриваемую вакансию, изучить информацию о нашей компании, — продолжает Джеймс Ишервуд, рекрутмент-лидер SAP СНГ. — Тем самым мы минимизируем возможные неэффективные временные затраты и рекрутера, и менеджеров, принимающих участие в отборе. Конечно, бывают и исключения, их очень немного. Это относится к тем случаям, когда для того чтобы закрыть особо сложные позиции, проводится хед-хантинг. Понятно, что тогда уже задача рекрутера — заинтересовать кандидата, который пока еще не решил, где и как будет развиваться его дальнейшая карьера».
Но если вы все же приняли приглашение на собеседование, помните: независимо от того, собираетесь вы в настоящее время менять место работы или нет, отнеситесь с полной готовностью к этой встрече и пройдите ее с полной отдачей. И помните, что лучшая защита вашей репутации — уважение к окружающим и умение ценить их время.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Томас Эдисон, изобретатель

Как только я решаю, что результат стоит затрат, я полностью на нём сосредотачиваюсь, и произвожу опыт за опытом, пока не добиваюсь успеха.

 

Сделать стартовой