Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Правильный соискатель

Правильный соискатель "Элитный персонал" работа и обучение для профессионалов

Юлия ЯНОВСКАЯ

Чтобы играть в любую игру, необходимо знать правила. Очевидно, вы уже когда-нибудь обращались в кадровое агентство и проходили процедуру взаимодействия с рекрутерами. Но одно дело знать технологию, и совсем другое - соблюдать неписанный этический кодекс. Об этом рассказывает Юлия ЯНОВСКАЯ, эксперт-аналитик кадрового агентства «Визави Консалт».

Подстраховался?
Алексея кадровое агентство представило на позицию линейного менеджера крупной FMCG-компании. После собеседования последовала пауза в 2 недели: работодатель "смотрел" других кандидатов. За это время Алексей сходил на собеседование в другую компанию, где ему предложили должность с хорошим окладом и социальным пакетом. Недолго думая, Алексей согласился. Однако он не только не сообщил об этом консультанту, но и на его звонок ответил, что предложение, поступившее от агентства, по-прежнему актуально (как он потом объяснил, на случай, если на новой работе что-то не сложится).
Если вы потеряли интерес к обсуждавшейся должности, следует сразу сообщить об этом в агентство. Морочить голову - непорядочно. Если же вы еще не приняли окончательное решение, стоит обсудить ситуацию с консультантом: он может владеть информацией, которая окажется для вас очень полезна, и вы сможете сделать более точный выбор. Были случаи, когда уже сотрудничавшие с "Визави Консалт" кандидаты обращались к нам за советом по поводу компании, куда их приглашали. Зная человека, рекрутер может дать грамотный совет, насколько подойдет ему корпоративная культура и стиль менеджмента компании, о которой идет речь.
 
Молчание - не всегда золото
Ольге позвонили из кадрового агентства и предложили позицию директора по развитию в представительстве международной компании. Она давно мечтала о такой работе и сразу же побывала у рекрутера, а потом и в компании. Ожидая решения, Ольга неожиданно была приглашена в другую компанию, занимающуюся подбором персонала, чтобы обсудить аналогичную позицию. Придя туда, она поняла, что речь идет об одной и той же должности.
Эта ситуация отнюдь не редкость, ведь, как правило, над одним и тем же заказом одновременно работают несколько агентств. Предположим, вы обнаружили такое совпадение - обязательно скажите об этом консультанту. Выберите рекрутера, с которым будете работать. Если вы остановите выбор на агентстве, которое по времени было вторым, позвоните в первое и сообщите о вашем решении. Это не очень-то красиво, но все равно лучше, чем пытаться водить за нос и тех, и других. Все равно обман неизбежно вскроется, когда работодатель захочет узнать, чей вы кандидат. Будьте уверены, в большинстве случаев компания предпочтет нанять другого человека, тем более что такое поведение свидетельствует о недостаточной честности соискателя.

Маска, кто ты?
Иннокентий Цветков начал искать работу, еще будучи сотрудником IT-компании. Обладатель столь редкого имени решил взять псевдоним, чтобы не "засветиться" на нынешней работе. Такое резюме он послал и в кадровое агентство, увидев на его сайте подходящую вакансию. 
Желание спрятаться за псевдонимом вполне понятно. Более того, эта тенденция за последнее время приобретает лавинообразный характер. Однако нельзя вводить в заблуждение кадровое агентство: сообщите в скобках, что указанное имя не является настоящим. Возможно, компания заинтересуется вами по "слепому" резюме, а, узнав ваше настоящее имя, откажется от встречи. Представим себе, что консультант, который не проверял ваши документы во время предварительной беседы (здесь оказываются в выигрышном положении агентства, для входа в которые нужно предъявлять охране документы), звонит, чтобы сообщить о назначенном компанией собеседовании, и слышит: "Отлично! Непременно буду, только имейте в виду, что я не Иван Петрович Иванов, а Андрей Степанович Сидоров!" Хотели бы вы оказаться на месте рекрутера в этот момент? Как говорится, не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Сам себя перехитрил
В одном из международных аэропортов прибывающих встречает плакат: "Не думайте, что вы самый умный, здесь все такие!" Эту фразу вполне можно отнести к ситуации взаимодействия соискателя и кадрового агентства. Если вы пытаетесь обмануть консультанта, утаить от него существенные факты или некоторые особенности характера, это ни к чему хорошему не приведет. Во-первых, чем выше профессионализм консультанта, тем безнадежнее эта затея. Во-вторых, допустим, кандидат - замкнутый и раздражительный человек, но претендует на работу, требующую интенсивного общения с самыми разными людьми. Если он получит ее, то либо сразу же потеряет, либо наживет себе нервный срыв из-за постоянного стресса. В-третьих, в отношениях соискателя с кадровым агентством должно быть взаимное доверие. Вы же рассчитываете на то, что консультант сообщает вам только достоверные сведения о будущей работе. Учтите, что по желанию клиента часть информации он может раскрыть сам, когда вы придете на собеседование в компанию (например, только тем, кому будет сделано предложение). Эта договоренность не ущемляет ваши интересы.
Будьте с консультантом честны и откровенны. Конечно, он не станет вашим сообщником в обмане своего клиента. Но он может порой убедить работодателя рассмотреть вашу кандидатуру, даже если вы не полностью отвечаете формальным требованием. Искреннее желание соискателя работать именно в этой компании, соответствие корпоративной культуре или важные профессиональные навыки и знания могут послужить компенсацией недостающего компонента. Наряду с этим, честность может быть важным аргументом в вашу пользу.

Личный рекрутер
Андрей очень быстро достиг высокого положения в инвестиционной компании, реализовав ряд крупных проектов. Кадровое агентство не стало скрывать от него название предлагаемой компании, которую, как оказалось, он хорошо знал. Андрей ответил, что в данную компанию не перейдет, но готов познакомиться с сотрудниками агентства, о котором слышал хорошие отзывы. Встреча позволила сторонам узнать и понять друг друга. Через полгода рекрутеры сделали Андрею предложение, которое полностью соответствовало его ожиданиям.
Во все мире принято, что профессионал, ориентированный на карьерный рост, часто выбирает для себя кадровое агентство, с которым сотрудничает, переходя из компании в компанию. В России такая идиллическая картина пока редкость. Мешает, прежде всего, недостаточный охват рынка. Общее число вакансий, заполняемых с помощью кадровых агентств, у нас в несколько раз меньше, чем в развитых странах. Это означает, что на долю каждого из них приходится не так уж много вакансий определенного профиля (например, топ-менеджеров в конкретной отрасли экономики). Даже лидеры рынка рекрутинговых услуг далеки от монопольного положения (им принадлежит не более 10% сегмента). Поэтому даже при желании топ-менеджер не всегда может найти в своем агентстве то, что ищет. Но поддержание отношений дает обеим сторонам возможность проводить мониторинг ситуации, обмениваться экспертными оценками. Рекрутеры могут узнать, кто пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде. Кандидаты получают возможность трезво оценить себя, увидеть ситуацию в своей отрасли глазами консультантов, которые постоянно держат руку на пульсе и первыми выявляют тенденции изменений.


Практика

Елена ФИЛИППОВА,
директор по персоналу страховой группы "РАСО":

Наверное, HR-ы не самые типичные представители кандидатов, приходящих в рекрутинговые компании, зато у них есть более точное представление о том, как правильно работать с консультантами. Я никогда не прибегаю к "веерной" рассылке резюме, а отвечаю только на конкретные объявления, если вижу, что соответствую требованиям позиции. Как правило, меня приглашают на собеседование в агентство, а потом предлагают мою кандидатуру для собеседования в компании клиента. Мне приятно, что большинство консультантов, с которыми мне довелось столкнуться в процессе поиска работы, оказались профессионалами высокого уровня. Кстати, для меня как директора по персоналу профессионализм консультанта особенно важен, ведь порой я обращаюсь к услугам рекрутинговых компаний, когда хочу закрыть вакансию. Каждый мой поход в агентство в качестве кандидата - это и расширение моего представления о рынке кадровых услуг. Одни компании я заношу в список потенциальных партнеров, к другим же никогда не стану обращаться.
Дважды в моей практике были случаи, когда консультант отсылал мое резюме клиенту, даже не поговорив со мной по телефону. Первый раз это случилось в 1997 году, и я объяснила это тем, что сама сфера рекрутинговых услуг находилась в стадии становления. Второй раз это произошло в прошлом году. Поход в компанию клиента был потерянным временем, поскольку сам тип компании совершенно не соответствовал моим представлениям о подходящем для меня работодателе. Кстати, этот случай показателен тем, что консультант не только проявил некорректность по отношению к кандидату, но и некачественно выполнил оплаченную клиентом работу. Я считаю, что, если подобные агентства не откажутся от такого стиля работы, то растеряют клиентов и вынуждены будут уйти с рынка.
Нередко отношения перерастают рамки чисто деловой встречи по поводу конкретной вакансии, а становятся просто приятными и по-человечески интересными. К консультантам, с которыми у меня складываются неформальные контакты, я обращаюсь в первую очередь, если всерьез подумываю о смене работы. Они хорошо знают меня, мои возможности и то, что я жду от будущей компании. Мы очень продуктивно общаемся и полностью доверяем друг другу.

Точка зрения

Валерий ПОЛЯКОВ,
президент Кадрового объединения "Метрополис":

С 1989 году я наблюдаю, как меняется отношение соискателей к рекрутинговым компаниям и наоборот. Когда-то для большинства кандидатов было не ясно, для чего нужны кадровые агентства. Довольно часто люди возмущались тем, что агентства не гарантируют трудоустройство и не берут на себя ответственность за поиск работы. Многие относились к ним как к нежелательным посредникам, мешающим прямому контакту с работодателем. Помню случай, когда соискатель предлагал рекрутеру деньги за то, что тот "устроит" его на хорошее место. Сейчас ситуация изменилась очень сильно. Большинство специалистов и руководителей в крупных городах уже довольно правильно представляют себе, что такое кадровые агентства и чем они занимаются.
А вот отношение агентств к кандидатам продолжает меняться. И довольно существенно. Консультанты все больше убеждаются в том, что источником дохода для них являются не столько компании-клиенты. Как это ни парадоксально, но доход агентств создают кандидаты, которые не платят денег. Еще лет десять-пятнадцать назад находить заказы на подбор персонала было труднее, чем кандидатов. Теперь картина прямо противоположная. Заказы есть - гораздо труднее найти сильных профессионалов, готовых перейти работать на предлагаемых условиях. Поэтому отношение рекрутинговых компаний к кандидатам становится все более бережным и уважительным.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

21 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль Александр Калонн, генеральный контролер финансов Марии Антуанетты в 1785 г.

Если это возможно, это уже сделано; если это невозможно, это будет сделано.

 

Сделать стартовой