Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Самомотивация: как примирить «хочу» и «надо» (журнал "Кадровое дело" №6, июнь 2008)

Самомотивация: как примирить «хочу» и «надо» (журнал "Кадровое дело" №6, июнь 2008)

Алла БЕДНЕНКО

Бывают времена, когда даже самая интересная, любимая работа перестает радовать, превращается в обременительную обязанность. Например, вы долго задержались на одной должности, заждались интересного проекта или руководитель почему-то забыл о ваших предложениях. Жизнь теряет краски, пропадает острота ощущений, возникает скука и раздражение. Как себе помочь? Как вернуть азарт и снова получать удовольствие от своего дела?

Вниз по течению

Сейчас принято часто менять место работы, сферу деятельности. Такой калейдоскоп впечатлений не позволяет соскучиться. Всегда есть новые проекты, и силы на их реализацию находятся сами собой. Но что происходит, если вы предпочитаете долго и плодотворно работать в одной компании? В один «прекрасный» момент можно ощутить ненужность работы, не увидеть желаемого результата деятельности. И тогда важно вернуться к истокам, остановиться, понять, почему вдруг мы идем не в том направлении и что мы забыли предусмотреть.

Проблема многих HR-в в том, что они начинают концентрироваться на недостатках окружающих людей руководителей, подчиненных, коллег, а не на их возможностях. Мы ищем недостатки, а надо делать ставки на потенциал человека и его развитие. Мы забываем о том, что нужно постоянно привносить позитив в свою жизнь и работу, концентрироваться на положительных моментах, заботливо взращивать радости жизни и подпитывать заложенный в нас азарт.

Сладость преодоления

Самое худшее, когда не видишь смысла в выполнении работы. Однако выход есть всегда. Надо этот смысл придумать. Воспринимайте с большой благодарностью любой жизненный опыт, любую задачу как способ узнать что-то новое. Тогда ваши «хочу» и «могу, потому что должен» не поставят вас перед болезненным выбором. Каждый человек волен поступать по своему усмотрению в той или иной ситуации. Как правило, чтобы мы начали выполнять работу, которую делать «надо», необходимо, чтобы это «НАДО» немного «оХОЧУтилось»… Если разобраться, то «должен» или «надо» может стать тем же, что и «хочу», только в ином качестве.

Например, хочу провести выходные с семьей, но должна поехать в командировку. Ехать в командировку я должна, потому что хочу в итоге сделать успешную карьеру и заслужить репутацию хорошего работника. Наконец, мне просто интересно побывать в новом для себя городе, пообщаться с новыми людьми, поделиться с ними своим опытом и помочь им решить задачу, с которой справиться в одиночку они не в состоянии. Помогая людям, совершенствуешься в своей профессии. Успешная работа дает мне возможность чувствовать себя комфортно. Пребывая в гармонии с собой, я всегда нахожу силы и время на семью. Поэтому я не только должна, но и хочу поехать в командировку в эти выходные.

Таким образом, чтобы успешно работать с самомотивацией, необходимо сформулировать задачу следующим образом: «Мне надо сделать А, так как в конечном итоге я хочу получить Б». Одна проблема чтобы продуктивно работать с «надо», необходимо знать и понимать, чего хочешь… А знаете ли вы, чего действительно хотите?

Постарайтесь все свои «надо» преломить через призму своих «хочу». И периодически задавайтесь вопросом: «А надо ли мне это? Ведет ли осуществление конкретного “должен” к достижению моего большого “хочу” в будущем?» Как ни крути, но путь к «хочу» выстлан «надо»… Но все мы имеем возможность строить свою жизнь таким образом, чтобы «НАДО» как можно чаще было равно «ХОЧУ».

Портрет профессионала

Алла БЕДНЕНКО

Кандидат психологических наук. В 2002 г. защитила диссертацию на тему «Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера». В настоящее время получает степень МВА на базе Межотраслевого института развития инновационных технологий (МИРИТ). С 2000 г. работает в компании «Эконика-обувь», с 2003 г. руководитель отдела персонала, а с 2005-го директор по персоналу и организационному развитию.

Из первых уст

«Считаю, что долговременная работа на одном месте не надоест, если знаешь, как к ней относиться. Самомотивация это процесс, ежедневная работа над своим личностным развитием, гармонизация своих “хочу” и “должен”».

Инвестиции в себя

Итак, чтобы быть успешным в области самомотивации, необходимо выйти на уровень, когда «хочу» и «надо» совмещаются. Каждый человек в своей жизни есть не что иное, как система его выборов: учиться или не учиться, работать или не работать, работать с душой или механически (не говоря о тех ежедневных выборах, которые мы делаем, даже не задумываясь об этом: выпить кофе или чай, посмотреть один фильм или другой и т. д.). И если человек хочет сделать, например, успешную карьеру, то это значит, что он автоматически хочет учиться, много и с высокой отдачей работать, показывать свою высокую результативность и лояльность.

Работа и функции, которые кажутся на первый взгляд скучными, бесполезными и неинтересными, это прежде всего вклад в копилку нашего развития. Жизненный опыт показывает, что в дальнейшем к подобному «ненужному» часто приходится обращаться. Но если заставлять себя что-то делать приходится очень часто, жизнь может показаться бесконечной цепью проблем. Что в таком случае делать?

Совет 1. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно конца и края, разбейте его на маленькие кусочки. Начинайте делать их последовательно, один за другим, ставя себе мысленно «плюсик». Увидите, дело пойдет веселей!

Совет 2. Если выполнять работу не хочется потому, что она представляет собой рутинный, технический, малоинтересный процесс, найдите новый способ ее выполнения. Сконцентрируйтесь на поиске решения, которое позволит выполнить работу быстрее. Или попробуйте автоматизировать ее.

Допустим, вы столкнулись с необходимостью свести большое количество цифровых данных в программе Excel. Во-первых, можно избавить себя от выполнения рутинной работы, написав небольшой макрос (Вы не знаете, как это делается? Самое время освоить!)*. Во-вторых, почему бы не попрактиковаться в последней версии Excel? Попросите системного администратора установить ее вам на компьютер, вы же должны шагать в ногу с прогрессом!

Совет 3. Время от времени, наоборот, не стоит пренебрегать механической, не требующей «включения в процесс» работой. Используйте ее как своеобразный антистресс, чтобы привести в порядок мысли.

Представьте: вы почувствовали, что дела множатся, как снежный ком, и вы не знаете, за что браться. И вспомнили, что собирались поручить секретарю распечатать таблички с именами участников конференции, разрезать их ножницами и вставить в беджи. Сделайте это самостоятельно (в качестве исключения). Эти несложные действия, которые руки сделают сами, автоматически, дадут возможность спокойно подумать и расставить приоритеты в делах.

Совет 4. Когда предстоит выполнение какой-то работы в группе, а энтузиазм для ее выполнения полностью отсутствует, призовите на помощь все свое красноречие для воодушевления участников проекта. Убеждая и мотивируя других людей, невольно мотивируешь и убеждаешь сам себя.

Совет 5. Если предстоит выполнить какую-либо работу, которая кажется скучной и неинтересной, попробуйте начать выполнять ее так, будто она представляет для вас большой интерес и доставляет огромное удовольствие. Ну просто попробуйте! Возможно, результат не заставит себя долго ждать.

Совет 6. В ежедневном выполнении рабочих задач часто помогает формулировка проблемы в виде упущенной выгоды: «Если я сейчас этого не сделаю, то всю оставшуюся жизнь буду себя ругать, что упустил такую возможность». Представьте, что может произойти, если сейчас не выполнить необходимое действие. Скорее всего, вы более охотно приметесь за работу.

Совет 7. Если не помог предыдущий совет, попробуйте поступить наоборот. Представьте, что будет, если вы сделаете то, что планируете (формулировка «Если я это сделаю, то…»). При этом лучше визуализировать картину будущего (планируемый результат работы).

Например, если я буду отводить два-три часа в месяц на приведение в порядок своих рабочих бумаг, то в будущем я, во-первых, сэкономлю гораздо больше времени на поиск нужной информации и, во-вторых, получу эстетическое удовольствие от порядка, царящего в моем кабинете.

Всем смертям назло!

В ситуации, когда изменить обстоятельства мы не в силах, у нас всегда остается выход изменить свою мотивацию. Вам поручили заниматься заведомо бесперспективным проектом? Но это прекрасный шанс получить новый опыт в незнакомой для себя области. Вам приходится работать под жестким давлением, выполнять работу в сжатые сроки? Прекрасно, после такой боевой закалки вас уже вряд ли что-то может напугать! Руководство компании предъявляет завышенные требования к результатам вашей работы? Замечательно, что у вас такие амбициозные и неравнодушные лидеры!

Умение мотивировать себя это важнейшее качество профессионала, залог делового успеха. Ведь заинтересованный в жизни и работе человек виден издалека: у него горят глаза! С ним интересно работать и общаться. Он всегда стремится выполнять свою работу качественно и в срок. Он не позволяет себе расслабляться и хандрить. В конечном итоге неважно, как вам удалось себя замотивировать. Главное вы нашли в себе силы это сделать и можете собой гордиться. И если вы сумели сделать это для себя, значит, сможете сделать и для других!Инструкция по самомотивации

1. Если вам не интересен проект, найдите того, кому он интересен, и предложите взять его на себя.

2. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.

3. Если порученное задание слишком сложное, считайте это вызовом себе.

4. Рассказывайте коллегам и друзьям о своих планах на будущее. После этого вам сложнее будет от них отказаться.

5. Старайтесь не заниматься одним и тем же вопросом постоянно в течение рабочего дня, чередуйте виды деятельности.

6. Вкладывайте в себя не только силы, но и деньги! Если хотите изучить иностранный язык идите на дорогие курсы. Чем больше денег вы вложите, тем больше вероятности не бросить начатое дело (будет попросту жалко).

7. Сделайте дело лучше, чем вы делали вчера, удивите всех! Инструкция по самомотивации



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сенека

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

 

Сделать стартовой