Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Менеджмент, основанный на мечте (сайт HRM.ru, 4 сентября 2007)

Менеджмент, основанный на мечте (Кадровый менеджмент)
 

  Евгений Власов

Мы публиковали ряд статей, интервью, в которых касались темы управления, основанного на ценностях. Теперь мы помечтаем о ценностях вместе с Тахиром Базаровым, профессором психологии МГУ, одним из учредителей «Центра кадровых технологий - XXI век»

 
Что связывает понятия ценности и мечты? Может быть, мы можем говорить «менеджмент, основанный на мечте»? Очень привлекательно.
Задайте человеку вопрос о том, что является для него ценностью. «Это то, что мне дорого» Как определить ценности? Как сравнить, какая ценность важнее? Мне нравится такой ответ: «Ценности лежат в основе выбора в критической ситуации».
Быть успешным или высокостатусным, удовлетворенным, богатым или счастливым? Даже оппозиционные ценности для разных людей различны. Кто-то скажет: «А почему я не могу быть успешным, молодым, богатым и здоровым?» В жизни не всегда получается сочетать все эти ценности, и тогда человек вынужден делать выбор.
Есть люди, делающие выбор с удовольствием, для некоторых выбирать сложно, они страдают от того, что нужно выбирать. Некоторые вообще не выбирают, оценивая перемены после того, как они произошли. Есть психотерапевтическая пословица: «Все, что ни происходит, к лучшему». А что тогда выбирать? Особенно, если ты не можешь повлиять.
Та же история и с мечтой. Письменный текст требует ответственного обращения со словом. И большинство людей будут испытывать затруднения, если вы спросите, о чем они мечтают. Люди оценивают то, что они говорят и, тем более, пишут. Например, высказывание «моя мечта – выйти в тапочках из дома, дойти до грядки, сорвать петрушку и вернуться домой, в тех же тапочках». Выглядит как-то приземленно. Но это высказывание следует рассматривать как знак, как символ, и разворачивать, толковать его.
Для британца очень важно, как именно повесить флаг, и они выпустили инструкцию по этому поводу. Гражданин другого государства не обратит внимания, висит британский флаг по инструкции, или его перевернули.

Если человек любит возиться с цветами в офисе, поливает их и ухаживает, можем ли мы сказать, что это его ценность?
Важно, чтобы ценности человека совпадали с ценностями компании. Поэтому в данном случае я бы назвал это его особенностями. Бывает такая особенность – человек всегда опаздывает на 5 минут. Или всегда задерживает результат работы, как бы ни горел план, на день будет задерживать. При этом я знаю, что у него все уже готово. Это также его особенности. Если для организации личностные особенности каждого сотрудника важны и не критичны для его позиции, если Hr-у важны эти особенности, это хорошо.
Сейчас мы уже не можем себе представить человека как часть корпоративной машины, как некую функцию, времена изменились кардинально. Мы переходим в эпоху гуманистического управления, благодаря тому, что живем во время постоянных изменений в знаниях, в технологии, в культуре. Сейчас мы просто обязаны учитывать ценности человека, его мечты и даже особенности личности.
Мне приходит метафора мокроступов – такой белорусского приспособления из прутиков, которая надевается на обувь для движения по болоту: движущейся, постоянно меняющейся поверхности. Гуманистические изменения в управлении, необходимость учитывать все больше человеческих качеств – это способ движения по изменчивой поверхности современного мира. С этой точки зрения ценностному подходу нет альтернативы.

Какие проблемы могут возникать при переходе к управлению по ценностям?
Мы все ещё находимся в переходном периоде, и в этом я вижу основной риск, связанный с управлением по ценностям. Я приведу пример. Когда победили фашизм, первым делом его исключили как идеологию из всех преподаваемых предметов. Но оказалось, что идеология настолько прочно входит в стиль преподавания, в людей, которые преподают, что, преподавая математику, учитель может транслировать старую идеологию.
В этом есть риск: важно не то, какие именно ценности транслируются организацией в лице ее руководителей, а кто имеено транслирует, кто именно эти люди. Дело не в предмете, который передается, а в людях, кто передает послание о ценностях. Если меня спрашивают: «Управление по ценностям хорошо для нашей компании?», я смотрю в глаза этому человеку и спрашиваю: «Вы будете внедрять?»
Для меня важно, кто именно транслирует ценности, потому что как любая технология, она может быть использована в манипулятивных целях и вызвать сопротивление персонала. А может ускорить рост организации и предоставить возможность ее членам проявить свои способности в полной мере. Самый лучший прогноз – если передо мной ценностной человек, а не только хороший профессионал.

Как вы можете определить, кто ценностной человек?
Во многом, это интуитивное определение, но об этом можно судить, если выслушать человека. Насколько он категоричен или вероятностен. Насколько он образован, опять же, дело не в количестве дипломов, которые он имеет, а в смысле образования личности. Интересно с ним, насколько субъектен этот человек, обаятелен и многогранен. Это демонстрирует и кабинет человека, и его отношения с сотрудниками. Насколько человечно рабочее место? Вот эта фотография семьи почему здесь? Потому что у шефа тоже есть фотография его семьи на рабочем столе?
Очень важно то, что человек делает исходя из немерканитильных или не из карьерных интересов, насколько развита в этом плане его жизнь.
Те люди, кто мечтают – более ценностные. Мечта – это мое «Я», выходящее за пределы настоящего в будущее. Кто проявляет интерес к своему «Я», будет проявлять искренний интерес к другим, в соответствии с имплицитной теорией личности.
Если я мечтаю, то я думаю, что все люди точно такие же, и для меня будет ударом, если я встречусь с человеком и вдруг обнаружу, что он не мечтает. Он не испытывает затруднений сказать о своей мечте, ее у него просто нет.

Все-таки, почему трудно высказать свою мечту, отключить того внутреннего оценщика, о котором мы говорили?
Мечта она как бы над способностями. Мечтать - это сверхспособность человека. Буратино в интерпретации Толстого мечтал об очаге, который был нарисован на холсте. Так вот для того, чтобы ещё и сказать о своей мечте, надо стать одновременно Буратино и папой Карло. Образы, которые связаны с подвигами Барона Мюнхгаузена, кажутся для человека без мечты полной ерундой, на которую даже не стоит тратить время.
Почему трудно вести дневник? Потому что необходимо вступить в разговор с самим собой. В чем-то себе признаться, что-то принять в себе. Удобней, когда есть кто-то рядом, другой человек, которому ты доверяешь, и все равно может быть нелегко.
Была же прекрасная идея с дневниками в Интернет. Мы в результате вместо дневников получили мозаику, спам: огромное количество фрагментов сознания, оформленное ущербным языком.
Человек не может высказываться, писать без оглядки, без оценки себя со стороны.
Мечтать ещё



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Макс Амстердам

Бизнес — это искусство извлекать деньги из чужо кармана, не прибегая к насилию.

 

Сделать стартовой