Бесценные «середнячки» (сайт Executive.ru)
Бесценные «середнячки» (сайт Executive.ru)
Александра Сычева
Они «скрепляют» компанию в единое целое, объединяя команду топ-менеджеров и рядовых сотрудников. Они – самые ценные кадры. Менеджеры среднего звена. И именно на них сейчас объявлена «охота» на рынке. Как их мотивировать, чем удержать? Каждая компания ищет свои ответы на эти вопросы. А что ценят сами менеджеры среднего звена?
Они есть в каждой компании. Это могут быть всего несколько человек или несколько тысяч сотрудников. Они разные, но в то же время они похожи. Менеджеры среднего звена. Именно они «скрепляют» компанию в единое целое, объединяя команду топ-менеджеров и рядовых сотрудников. Они воплощают в жизнь стратегию, осуществляют организационные изменения, мотивируют и вдохновляют остальных работников как во время побед, так и во время поражений.
Однако менеджеров среднего звена тоже необходимо мотивировать и вдохновлять. Они - самые ценные сотрудники компании. Давайте задумаемся, как предлагает нам один рекламный ролик, что было бы, если бы не было людей подобного профиля? Причем для некоторых работодателей это далеко не абстрактный вопрос. Сегодня многие компании констатируют большую текучесть кадров именно среди мидл-менеджмента, и при таком положении вещей корпорациям весьма сложно реализовывать стратегические планы и бороться за место на рынке. Высшее руководство может потратить все свое время на продумывание стратегии, но какой в этом смысл, если нет тех, кто будет претворять ее в жизнь? Менеджеры среднего звена «связывают» компанию не только на вертикальном уровне, донося распоряжения руководства до рядовых сотрудников и, наоборот, транслируя пожелания и идеи последних топ-менеджменту, но и на горизонтальном, обеспечивая взаимопонимание между сотрудниками своего отдела. Они посредники.
Но это еще не все, вы когда-нибудь пробовали подсчитать, во сколько вашей компании обходится постоянный поиск сотрудников среднего звена? Одна крупная компания на Западе выяснила, что каждый процент текучести кадров стоит каждому партнеру $80 000. И вряд ли нашим работодателям подобные поиски обходятся намного дешевле.
Но при этом многие исследователи отмечают такой парадокс: хотя менеджеры среднего звена являются основой компании, именно их первыми увольняют при реструктуризациях и сокращениях штата. Это – дикая ситуация, потому что люди, которые необходимы для управления самыми важными проектами, находятся в середине иерархической структуры компании
А согласно исследованию компании Accenture, проведенному в 2007 году среди менеджеров среднего звена по всему миру, около 20% респондентов были недовольны своей компанией, и столько же процентов менеджеров сообщили, что уже ищут новую работу. Обратите внимание, одной из главных причин неудовлетворенности было отсутствие перспектив продвижения и недостаточное уважение со стороны топ-менеджмента.
Часто компании при отсутствии роста отказываются от планов карьерного продвижения сотрудников, объясняя это тем, что свободных позиций нет. Однако это не совсем так. Продвижение по вертикали невозможно, но горизонтальные перемещения тоже являются развитием. Человек получает различные навыки, пробует себя в разных областях. Многие сотрудники оценивают подобные формы продвижения даже выше простого и понятного повышения должности, и в компаниях, которые активно внедряют такие программы, текучесть кадров на несколько процентов ниже, чем у тех, кто пренебрегает подобной возможностью.
Еще одним способом развития и одновременно мощным средством удержания менеджеров среднего звена является совместная работа с топ-менеджментом. Вовлекая руководителей отделов в решение стратегических задач, позволяя им участвовать в обсуждении глобальных вопросов, компания расширяет зону их ответственности, позволяет выйти на новый уровень знаний. Увести такого менеджера становится на порядок сложнее, потому что пока мало какие компании готовы на практике реализовывать аналогичные программы.
Иногда работодатели совершают одну почти роковую ошибку. Им кажется, что на освободившуюся должность лучше взять специалиста со стороны, потому что собственные сотрудники не так хороши и квалифицированны. Возможно, в некоторых случаях такая позиция действительно оправданна, но, как правило, это не так. Существующие сотрудники обладают более глубоким знанием компании, ее бизнес-процессов и стратегии, особенно менеджеры среднего звена. А приходящие на эти позиции новички часто считают, что раз компания взяла специалиста со стороны, значит, она нуждается в изменении имеющихся процессов. Такой подход может быть чреват неприятностями. Кроме того, активное привлечение менеджеров со стороны посылает работающим в компании сообщение: «Возможно, и нам не стоит задерживаться здесь?»
Неважно, к каким карьерным вершинам стремятся менеджеры среднего звена, в любом случае для них должен быть разработан план развития, который продуман на несколько лет вперед. Они должны видеть, что у них есть возможности для роста по вертикали или по горизонтали. Они должны понимать, что у них есть будущее в компании. Тысячи рекрутинговых фирм «охотятся» на менеджеров среднего звена, это самые востребованные профессионалы. И если ваши сотрудники не знают, какую должность они будут занимать в компании через три, пять, десять лет, если они не знают, в каком направлении будет строиться их карьера, они станут легкой добычей для ваших конкурентов. Сегодня люди весьма мобильны и с легкостью готовы менять работодателей, они активно следят за рынком и сравнивают предложения компаний. Помните об этом и действуйте.
Другой распространенной причиной неудовлетворенности менеджеров среднего звена является активное вмешательство руководства в сферу управления мидл-менеджмента и, как следствие, отсутствие уважения. Микроменеджмент - достаточно распространенный порок, он нарушает климат в коллективе, приводит к снижению производительности труда и провоцирует текучесть кадров. Микроменеджмент – это, прежде всего, признак недоверия. И когда менеджер среднего звена понимает, что все его действия до мелочей контролируются, что у него нет никакой реальной власти, есть лишь ответственность за решения, на которые он влиять не может, он уходит. Потому что ему как руководителю нужна некая степень свободы при принятии решений.
Исследование Accenture также показало, что премии и прочие материальные стимулы весьма слабо интересуют менеджеров среднего звена. Так, их размер невелик, и даже если они становятся регулярными, то быстро начинают восприниматься не как поощрение, а как должное, и мотивирующий фактор сводится к нулю. Гораздо больше руководители подразделений ценят внимание со стороны компании и публичное признание их заслуг.
Кстати, а как в вашей компании мотивируют и удерживают менеджеров среднего звена?