Сколько стоит прыткое перо? (сайт Executive.ru, февраль 2008)
Сколько стоит прыткое перо? (сайт Executive.ru, февраль 2008)
Ванда Дремова, Наталья Селезнева, Андрей Семеркин
В 2008 году издательскому бизнесу будут нужны менеджеры по продаже рекламы и… корреспонденты. Да-да, вы не ослышались: сегодня легче найти главного редактора, чем грамотного обозревателя. Рост рынка и возможность карьерного взлета сделали свое черное дело – ведущие издания буквально рвут специалистов на части. О том, сколько стоит каждая единица штатного расписания на медиарынке, читайте в статье на E-xecutive.
Самыми востребованными профессионалами издательского бизнеса продолжают оставаться менеджеры и директора по продаже рекламных площадей, утверждают эксперты рекрутингового медиа-агентства «Штаты.RU». Уже сейчас во многих компаниях зарплаты данных специалистов значительно выше, чем, например, у директоров по персоналу. Медицинская страховка, оплата расходов на мобильную связь, проезд и занятия в фитнес-центрах - вот лишь неполный перечень компенсаций, которые работодатели готовы предоставить своим сотрудникам помимо высоких зарплат.
Чтобы нанять лучших специалистов, издатели переманивают друг у друга сотрудников, конкурируя социальными пакетами и условиями труда, и для этого тщательно изучают предложения конкурентов. При том, что на российском медиа-рынке труда все еще популярен способ подбора кадров по знакомству, вакансии коммерческих отделов постоянно анонсируются на открытом рынке.
Экспертный опрос менеджеров издательских домов Москвы, проведенный агентством «Штаты.RU» отражает тенденции на кадровом рынке издательского бизнеса. В свою очередь редакция E-xecutive попросила главных редакторов нескольких изданий, работающих в различных секторах медиа-рынка, прокомментировать особенности рекрутинга в журналистике – нас заинтересовала эта тема, поскольку журналистика является одной из важнейших профессией медиарынка, но при этом тема кадрового рынка журналистов крайне редко попадает в поле общественного внимания.
На вопрос о том, дефицит каких специалистов наиболее ощутим на рынке печатной прессы сегодня, участники опроса назвали следующих специалистов: издатели, директора по маркетингу, бренд-менеджеры, креативные директора, арт-директора, корреспонденты, менеджеры по продаже рекламы, руководители/менеджеры интернет-проектов (New Media).
Главные редакторы, опрошенные E-xecutive, подтвердили существование дефицита корреспондентов. «Мы испытываем жесточайший дефицит хороших обозревателей. Бурное развитие российского медиарынка обеспечило быстрый карьерный рост всем талантливым корреспондентам, – говорит главный редактор журнала «Индустрия рекламы» Екатерина Винокурцева. –Теперь специалиста уровня редактора отдела или заместителя главного редактора найти легче, чем хорошего обозревателя. В нашем случае поиск осложняется еще и спецификой издания – по сути, мы ищем человека, владеющего азами двух профессий - журналистской и рекламной».
С Екатериной Винокурцевой согласен главный редактор журнала PCWeek Алексей Максимов: «Специфика ИТ изданий состоит в том, что редакторы должны обладать совокупностью качеств: они должны быть специалистами не только в журналистике, но и в информационных технологиях. Такие люди штучные и искать их нужно уникальным образом. Штаты ИТ-изданий формировались во второй половине 1990-х годов из числа научных работников, в частности сотрудников институтов Академии наук. Сейчас этот кадровый ресурс исчерпан».
На вопрос: «Каким путем компания закрывает открывающиеся вакансии?», респонденты ответили, что 10-50% - это продвижение уже работающих в компании сотрудников, 15-40% - найм специалистов из компаний-конкурентов, 10-35% - найм из компаний смежных рынков (электронные СМИ, агентства рекламы и др.), 10-25% составляют «талантливые люди с улицы», 10% - выпускники профильных вузов, до 5% нанимаются из зарубежных компаний. Представители издательских домов, имеющих региональные приложения, также ответили, что 10% сотрудников приходит из региональных компаний.
Далее участников попросили оценить, какой процент специалистов попадает в издательские дома по открытому конкурсу и какой процент по личным связям руководителя компании/подразделения. Результаты получились совершенно различными, в зависимости от личной позиции руководителя каждого ИД, но тенденция такова, что чаще всего по открытому конкурсу набирают специалистов в следующие департаменты: коммерческий, маркетинга, исследований, информационных технологий, распространения.
Что же касается собственно журналистов, то, как считают респонденты E-xecutive, этот сегмент кадрового рынка находится за пределами возможностей кадровых агентств.«Никогда не искал журналистов через кадровые агентства, ограничивался неформальными связями, – признается главный редактор газеты Business FM Юрий Хнычкин. – Пока организованный рынок труда не в состоянии предложить соответствующий сервис, но, может быть, мы доживем до таких времен, когда поиск кандидатов можно было бы заказать кадровым агентствам».
Екатерина Винокурцева также не пользуется услугами кадровых агентств: «Половина сотрудников редакции «Индустрии рекламы» - люди, которых я знала лично, с которыми успела поработать раньше. Другая половина - журналисты, пришедшие по рекомендации, или просто «люди с улицы», продемонстрировавшие на тестовых заданиях отличные навыки работы. При выборе кандидата для меня совершенно не важно, «свой» он (знакомы ли мы), или «чужой» - профессионалов на рынке так мало, что не до подобных глупостей».
У главного редактора журнала «Свой бизнес» Алексея Макурина был опыт работы с хедхантинговым агентством: «Три журналиста пришли в журнал через кадровые агентства. Один из них сразу же был отсеян как профессионально непригодный, другой работает в издании и поныне. Что касается третьего, то через некоторое время после его прихода обнаружилось расхождение между его личными целями и целями журнала, в результате этот человек тоже ушел. Мой опыт показывает, что кадровые агентства очень плохо представляют специфику редакционной работы. Однажды я получил анкету из кадрового агентства и там один из вопросов был сформулирован так: «Какого рода сотрудники вам нужны – журналисты или корреспонденты?». Найти редактора на руководящую позицию (от $2000) кадровые агентства в принципе могут, а корреспондента – едва ли. Никто тебе не поможет, если нужно найти корреспондента на зарплату меньше $2000».
К рекрутингу - то есть поиску сотрудников через рынок, в том числе к подбору персонала через кадровое агентство – компании обращаются в нескольких случаях. Чаще всего это происходит, когда издательства ищут работников на должности, связанные с коммерческими задачами, - коммерческих директоров, директоров по развитию, руководителей и менеджеров отделов продаж. Далее идут специалисты, сопутствующие коммерческой активности: директора по маркетингу, маркетологи-исследователи, бренд-менеджеры. Здесь профессионализм преобладает над личными отношениями или личным доверием. Опыт и реальные профессиональные связи оказываются значительно важнее «корпоративной принадлежности» директоров и специалистов по распространению.
Реже обращаются к внешнему рекрутингу при появлении потребности в эксклюзивном персонале - это могут быть арт-директора, главные редакторы. Обычно это происходит после того, как исчерпываются возможности личных связей.
Следующая причина, по которой в агентства обращаются руководители издательских домов, это когда при запуске новых изданий по различным соображениям, материальным или моральным, они не готовы перекупать людей у конкурентов, а круг известных топ-специалистов для изданий определенной ниши очень ограничен. Зато на рынке есть ресурсные, «подросшие» замы и руководители проектов, которые, может быть, не очень раскручены или же избегают активно продвигать себя по каким-то причинам.
И на последнем по частоте месте случаи, когда нужен человек на генеральную должность, например, на должность издателя, и собственники компаний или топ-менеджмент мучительно решают для себя задачу «свой» - потому что надежно, или «чужой» - потому что может быть эффективней для бизнеса. Особенно когда предлагаемая зарплата не настолько высока, чтобы решить обе задачи одновременно. Однако практика показывает, что если такая дилемма изначально существует в сознании работодателя, то чаще всего они примут решение в пользу «своего» кандидата. Смелостью брать на ключевые позиции людей с рынка обладают только очень прозрачные бизнес-структуры, которыми руководят люди с западным рыночным менталитетом.
Среди прочих проблем современного рынка труда медиа-индустрии отмечаются следующие:
- Непростая ситуация на рынке печатных СМИ вызывает необходимость поиска инновационных подходов к развитию бизнеса. Следует отметить, что кроме нестандартных подходов, дефицитом рынка труда являются и стандартные подходы к управлению издательствами как бизнесом, что привело к увеличению спроса на управленцев с MВА и появлению на рынке образовательных услуг профильных курсов по медиа-менеджменту.
- Дефицит специалистов приводит к активному перемещению сотрудников из компании в компанию, при этом происходит фактически неконтролируемый рост заработных плат, компании начинают переплачивать, чтобы привлечь к себе или удержать персонал