Молодые специалисты на рынке труда и в бизнесе: проблема самоменеджмента (сайт B-seminar.ru, 15 ноября 2007)
Молодые специалисты на рынке труда и в бизнесе: проблема самоменеджмента (сайт B-seminar.ru, 15 ноября 2007)
Федорова Анна
Одной из ведущих тенденций на современной мировом рынке труда является существенное омоложение управляющего звена компаний. Все чаще в Европе, США, России можно встретить молодых топ-менеджеров, председателей правлений банков, собственников и управляющих бизнеса. Их средний возраст не превышает 28-35 лет. Как правило, это весьма образованные люди, трудовая деятельность которых началась еще в начале студенческой жизни, а иногда и до нее.
Амбициозные по духу, они тратили время своей юности на получение разностороннего опыта, которым потом рискнули воспользоваться, часто даже не имея опыта в той области, в которой специализируются сейчас. Они умеют рисковать, хотя всегда остаются неизменно верны рациональности бизнеса.
Однако есть и другая категория молодых специалистов: будучи хорошими или очень хорошими студентами, иногда даже отличниками, они являлись признанными фаворитами в студенческой среде. Однако, как правило, им с трудом удается найти для себя хорошую работу: для одной они «слишком хороши», для другой (практической) совсем не годятся. Результатом неудачных поисков становится либо работа не по специальности, либо работа «в зоне компетентности», а иногда и уже последней.
Другой категорией молодых специалистов можно считать тех, кто, придя в высшее учебное заведение, либо рано разочаровались в возможности получить там «подходящее для жизни» образование и предпочли обучение на практике, либо по экономическим соображениям оказались вынуждены большую часть своего академического времени посвятить разрешению материальных затруднений.
К концу академической поры они, по крайней мере, умеют что-то делать и уже давно самостоятельно зарабатывают, а значит потенциально имеют лучшие стартовые возможности при устройстве на работу после окончания университета. Однако и эту категорию молодых специалистов ожидают значительные сложности: их теоретическая подготовка скудна и несистемна, а практические навыки имеют ограниченную сферу применения.
Таким образом, хотя современный рынок действительно нуждается в молодых амбициозных специалистах, в целом, они оказываются мало подготовлены к практической деятельности. Помимо неразвитости профессионального, общекультурного и общенаучного кругозора, технической некомпетентности и плохого понимания механизмов действия рынка труда, им мешает собственный инфантилизм, который в пору студенческой жизни и с первое время после окончания университета проявляет себя в следующих феноменах.
Во-первых, в страхе перед «разоблачением» и закономерным понижением самооценки в начале трудовой карьеры, из чего вытекает желание отсрочить момент встречи с реальностью профессиональной деятельности и рынка труда.
Во-вторых, в вере в наивное предположение «меня все ждут» или страхе перед стереотипом «молодым не пробиться».
В-третьих, в надежде на «благополучное трудоустройство» за счет усилий родителей, знакомых, друзей, университетских преподавателей.
В-четвертых, в компенсации отсутствия профессионального опыта общественной активностью, ролью «хорошего студента» или открытом пренебрежении к получению системного образования.
В-пятых, в неумении использовать возможности для приобретения волонтерского опыта.
В-шестых, в неумении в процессе обучения в университете завязывать отношения, перспективные с точки зрения дальнейшего профессионального продвижения.
Все вышеперечисленные характерные черты инфантилизма, встречающегося в молодых специалистах становятся внутренним, субъективным препятствием на пути к взрослой жизни, личностной, социальной и профессиональной зрелости.
В сознании молодого человека, как правило, имеется модель внешних преград и ограничений. Однако, в действительности, они существуют во внутреннем мире человека и обусловлены его нежеланием покидать сладкую обитель мечтаний и грез о прекрасном будущем, построенном руками доброго волшебника, и сталкиваться с социальной конкуренцией, а значит, необходимостью каждый раз подтверждать свое право на жизнь в обществе, действующем по экономическим законам.
Какую стратегию выбрать сегодняшнему студенту, чтобы завтра быть востребованным профессионалом?
Важна «forma mentis» молодого человека: вместо подхода «Мне все должны, потому что я молодой» - смиренная ориентация на самостоятельное и ответственное управление собственной жизнью, профессиональной самореализацией, готовность к длительному периоду ученичества, к приобретению необходимых знаний и навыков самостоятельно.
Молодому человеку будет полезно посвятить несколько первых лет своего студенчества усвоению фундаментальных основ науки, которую он изучает, обязательно обращая пристальное внимание на смежные фундаментальные дисциплины, родной и иностранные языки.
Завоевав «безупречную репутацию», можно начать продвигаться в собственном направлении, согласно логике двойной морали. Необходимо развивать в себе чувствительность к живому источнику мастерства в других людях и быть крайне внимательным к любому его проявлению. Необходимо начать активно пробовать себя в качестве профессионала и учиться быть честным с собой в оценке собственного формирующегося профессионализма.
Как молодому специалисту осуществлять успешный самоменеджмент личностного и профессионального развития?
При установлении деловых отношений приучить себя каждый деловой контакт тестировать следующими вопросами: «Будет ли прибыль: что мне принесут отношения, в которые я вступаю? Обрету ли я деньги, здоровье, новый конструктивный опыт, стану ли я более зрелым как личность?»
Уметь заинтересовать в себе, производить благоприятное впечатление, нравиться собеседникам за счет практикуемого стиля делового общения и оправдывать сформированные ожидания. Быть гибким, но четким при определении условий сотрудничества. Не нужно стесняться называть стоимость своих услуг: это стимулирует оправдывать ее через постоянное повышение качества работы.
В процессе развития деловых отношений постоянно отслеживать результаты деловых контактов и их динамику. Не нужно испытывать иллюзий в случае, если возникает внутренне ощущение напрасной потери времени и сил. Всегда есть другие рынки. Предлагать лучший сервис в партнерских отношениях с действительно ценными людьми. Уметь обслуживать партнера, как VIP-клиента. Это придает деловым контактам неповторимый шарм и добавляет уверенности в их долгосрочности.
Не слишком эмоционально сближаться с деловыми партнерами, сохранять дистанцию, дающую большую свободу в решении экономических вопросов.
При прекращении отношений сохранять элегантность, не компрометировать ни себя, ни партнера.
Для функции развития и PR важно уметь: постоянно проводить мониторинг новых людей, перспективных с точки зрения развития деловых контактов с ними; оказываться в нужное время в нужном месте (там и тогда, где и когда принимаются решения, разделяются полномочия, обсуждаются планы на будущее); создавать хорошую репутацию нужным людям (иногда – открыто, иногда – незаметно для них самих), а через них – себе; не дарить ценные идеи даром, а управлять их реализацией с позиции выгоды для себя и для деловых взаимоотношений.
Интуиция в профессиональном развитии молодого специалиста становится источником вдохновения, здорового авантюризма и смелости при принятии решений. Однако важна техническая компетентность, способность реализовывать совершаемые выборы.
Молодому человеку нужна внутренняя мудрость, отвага и смирение для определения собственной, аутентичной стратегии жизни. Крайне важна фигура Учителя, при выборе которого интуиция как раз и играет ведущую роль (верю или не верю, ощущаю подлинность или нет).