Дистанционная работа в Великобритании: кто ей занимается? (сайт Topcareer.ru)
Дистанционная работа в Великобритании: кто ей занимается? (энциклопедия карьериста Topcareer.ru)
По данным исследований, для многих англичан дом - это не только крепость, но еще и лучшее место для работы. Причем, не работы по дому, а самой что ни на есть работы на дому.
Количество людей, занятых на дистанционной работе (в Великобритании), побуждает одних признать факт возникновения новой формы деятельности. В какой-то степени это возможность заявить о себе: «Эй, смотри, дистанционная работа существует! Ее объемы постоянно растут, и с этим уже необходимо считаться!». По мнению других, та же самая статистика развенчивает миф об изменениях трудовых ресурсов и показывает, что дистанционная работа по-прежнему остается маргинальным явлением.
Однако, важно знать не только, какое количество людей трудится дистанционно, но и кто именно так работает и почему. Официальные цифры могут отчасти ответить на вопрос «кто?», не давая при этом точного ответа на вопрос «почему?».
Ключевые цифры
Согласно исследованию трудоспособного населения Великобритании, в Объединенном Королевстве более 2,2 миллионов человек занимаются дистанционной работой, что составляет около 7,4% всей рабочей силы страны. Эти люди работают дома по крайней мере раз в неделю.
Термин «дистанционные работники» (teleworkers) определяется как люди, которые работают дома, используя в своей деятельности компьютер и телефон. Сюда же относятся те, кто:
работают преимущественно дома;
работают в разных местах, но в качестве основной базы используют свой дом ;
обычно работают вне родных стен, хотя и проводят как минимум один день в неделю, работая из дома.
Их число постоянно растет - в среднем на 13% в год с 1997. Средний прирост всего рабочего населения составляет 1,6%.
Следует отметить, что исследование ограничивает понятие удаленной работы теми людьми, которые значительную часть времени работают дома. Однако, существуют и другие виды подобной деятельности: работа в call-центрах; работа с использованием мобильных средств связи (при этом дом может и не использоваться как база); профессии без фиксированного места работы (например, дома или в офисе клиента) и т.д.
Работа: частный и государственный сектор
Соотношение дистанционной работы в частном и государственном секторах практически полностью повторяет распределение всей рабочей силы между ними: 74% всех тех, кто трудится дистанционно, заняты в частном секторе, 26% - в государственном.
Это означает, что за последние несколько лет подобная работа значительно упрочила свои позиции в государственном секторе. Несколько лет назад эта деятельность практически нигде не наблюдалась, исключая разве что частный бизнес и индивидуальную трудовую деятельность. Индивидуальные предприниматели по-прежнему составляют значительную часть дистанционных работников: 43% (11% всех трудовых ресурсов).
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что работники частного сектора недостаточно представлены среди тех, кто трудится дистанционно. Возможно, в частном секторе менее, нежели принято считать, распространены инновации в плане внедрения разнообразных способов работы. Впрочем, возможно, что большинство индивидуальных предпринимателей - фрилансеров и людей, работающих через Интернет - заняты в частном секторе на контрактной основе.
Среди тех, кто работает на дому, по-прежнему преобладают менеджеры и специалисты – почти две трети от общего числа.
Это особенно верно для тех, кто занимается дистанционной работой от случая к случаю: 91% таких работников подразделяется на три группы - менеджеры (37%), специалисты (37%) и обслуживающий и технический персонал (17%). Здесь можно усмотреть еще один смысл: менеджеры рассматривают работу на дому как привилегию и обычно не позволяют своим сотрудникам трудиться подобным образом.
Административная и секретарская деятельность не слишком распространена среди тех, кто постоянно работает на дому (24%), причем подавляющее большинство из них - женщины. Квалифицированные работники, которые трудятся дистанционно, как правило, находятся в постоянных разъездах, используя дом как перевалочный пункт. Данная категория составляет 27%.
Продажи и обслуживание клиентов получили неожиданно малое распространение – около 2% от общего числа. Известны примеры успешных продавцов, работающих дома, однако, похоже, что лишь очень небольшое количество организаций готовы взять на вооружение подобный способ продаж. Они составляют лишь 3% от числа дистанционных работников, хотя, казалось бы, что это практически идеальное решение для менеджеров по продажам, действующих на обширных территориях. Однако, более половины подобных работников являются частными предпринимателями, так что, возможно, это еще одна область, где частный сектор предпочитает не рисковать, подбирая своим сотрудникам как можно более эффективные места работы.
Официальные данные сообщают и о распределении дистанционной работы в различных отраслях деятельности, однако нельзя сказать, чтобы получившаяся картина была достаточно четкой. Наибольшее распространение удаленная работа получила в операциях с недвижимостью и предпринимательской деятельности (24%), следом идут строительство (14%), производство (11%) и образование (11%). Тем не менее, следует отметить, что большинство из работающих дистанционно это менеджеры и специалисты, и во всех этих областях именно они прокладывают себе путь к дистанционной деятельности. Внутри же самих отраслей специфика бизнеса накладывает ограничения на распространение в них дистанционной работы.
Дистанционная работа – повод поговорить о дискриминации женщин?
Более двух третей (67%) всех дистанционных работников, согласно правительственному исследованию, составляют мужчины. Это отличается от общего соотношения работающих мужчин и женщин - 53% и 47% соответственно.
В чем же разница? И вновь ответ кроется в типах деятельности, которой занимаются дистанционные работники. Менеджеры, специалисты, а также обслуживающий и технический персонал – это, преимущественно мужчины. Дистанционная работа быстро распространилась в ИТ и телекоммуникационных компаниях, где также задействованы главным образом мужчины. Среди индивидуальных предпринимателей большинство также составляют мужчины, и, как мы уже видели, их доля в удаленной занятости значительно больше, нежели среди работников в целом. Единственной категорией, в которой превалируют женщины, являются административно-секретарские должности. Таким образом, гендерное распределение в дистанционной деятельности в целом отражают гендерное распределение в обслуживаемых ею отраслях.
Как бы то ни было, ситуация может измениться. Постоянно растущее число женщин-менеджеров в состоянии значительно повлиять на текущее положение вещей, а доминирование женщин в таких областях, как управление персоналом и тренинговая деятельность, где сейчас происходят наиболее значительные подвижки в сторону достижения гармоничного баланса между семьей и работой, со временем может переломить ход вещей.
Кроме всего прочего, по мере постепенного распространения дистанционной работы от высшего звена к среднему, гендерное неравенство может нивелироваться. Рост виртуальных центров по обслуживанию клиентов и обработки данных на дому неминуемо приведет к увеличению объема дистанционной работы в тех областях, где трудятся преимущественно женщины. Возможно, это повлечет за собой целый ряд вопросов и проблем, однако можно ожидать, что дистанционная работа начнет более адекватно отражать общее соотношение работающих мужчин и женщин в целом.
Интересно, что сейчас гендерное распределение дистанционной деятельности с точностью до наоборот отражает состояние дел в «традиционной» домашней работе, где не задействованы технологии. Эта область традиционно является низкооплачиваемой, преимущественно женской, с очень небольшим количеством менеджеров и специалистов.
Революционное изменение или маргинальное явление?
Превращением революции в эволюцию, выкидывая лишнее «р», уже никого не удивишь. Общественные изменения, о которых идет речь, не из тех, что происходят за ночь, а на следующее утро занимают первые полосы в газетах. Кому решать, когда эволюция происходит настолько быстро или радикально, чтобы превратиться в революцию? В любом случае, в настоящее время мы имеем дело с явными признаками перемен, поскольку и наши представления о рабочем месте, и сами способы работы постоянно развиваются.
Скептики укажут на то, что на настоящий момент изменения затронули менее 10% всего трудоспособного населения. Тем не менее, 2,2 миллиона человек – величина достаточно ощутимая, особенно учитывая, что с каждым годом количество вовлеченных в изменения возрастает на 13%. К тому же, речь идет о сравнительно новом феномене. Задействованные в процессе технологии находятся в начальной стадии своего развития, и стоимость средств связи пока еще гораздо выше, чем она может быть.
Цифры способны лишь в общих чертах описать различные типы дистанционной деятельности, то есть, насколько часто люди трудятся дистанционно. К 600.000 людей, работающих преимущественно дома, можно добавить других, которые трудятся на дому около полутора дней в неделю. Это означает, что в каждый момент времени около 1,1 миллиона человек работают дома.
Тем не менее, существуют сведения о том, что когда местоположение компании меняется, они далеко не всегда решаются пойти на какие-то решительные шаги в отношении дистанционной занятости. Похоже, что по большей части дистанционная работа касается менеджеров и специалистов, которые вне офиса делают ту же самую работу, только с меньшим количеством перерывов. Есть отдельные наблюдения, свидетельствующие о том, что переход менеджеров на дистанционную работу учащается во время проведения международных матчей по крикету и теннисных турниров. Если бы изменения в структуре организаций и модернизация бизнес-процессов были более глобальны, можно было бы ожидать роста дистанционной деятельности на всех уровнях.
В то время как официальная статистика сообщает нам некоторые сведения о неуклонном росте дистанционной деятельности и о том, кто ей занимается, многие вопросы по-прежнему остаются без ответа, например:
почему люди работают на дому?
как технический прогресс отражается на развитии дистанционной работы?
насколько характерна дистанционная работа для организаций, в которых трудятся работники(если они, конечно, не являются индивидуальными предпринимателями)?
как обстоят дела с иными формами дистанционной работы, которые меньше зависят от нахождения дома?
Понимание причин и препятствий в этой области позволит нам в какой-то степени предугадать грядущие тенденции, однако в настоящий момент мы располагаем лишь голыми цифрами, за которыми плохо различимы породившие их социальные и экономические факторы.
И мы, наконец-то добрались до главного вопроса: актуально ли это именно для вас? Нужно ли оно вам? Социальным историкам еще предстоит решить, насколько революционны происходящие изменения. Пока же каждая организация должна сама для себя решить, стоит ли ей кардинально менять структуру своей работы, сделав местонахождения работника менее важным. Ясно одно: решившись на подобный шаг, в одиночестве подобная организация не останется.