Золотая молодежь, или кого выбирают компании? (сайт Topcareer.ru)
Золотая молодежь, или кого выбирают компании? (энциклопедия карьериста Topcareer.ru)
Если раньше компании в процессе привлечения кандидатов были нацелены на всю студенческую аудиторию, то сейчас все больший интерес вызывает прослойка «золотой молодежи»
Рынок молодых специалистов растет с невероятной скоростью – возрастает спрос на молодежь со стороны как западных, так и российских компаний. С другой стороны появляется больше студентов и выпускников, которые стремятся найти работу уже с институтской скамьи – они образованны, амбициозны и настроены на построение своей карьеры.
Представляя все студенческое сообщество, сегмент так называемых «карьеристов» становится все большим – от 30 до 40 %, хотя еще год назад «карьеристы» составляли около 20 %. И если раньше компании в процессе привлечения кандидатов были нацелены на всю студенческую аудиторию, то сейчас все больший интерес вызывает прослойка «золотой молодежи», звездочек, которые являются перспективными кандидатами для развития среднего и топ-менеджмента в будущем. В связи с этим все больше компаний-работодателей уделяют внимание изучению этой целевой аудитории, тому, какие ценности и цели у молодежи доминируют в настоящий момент. Все это необходимо, прежде всего, для определения наиболее эффективных механизмов привлечения лучших из лучших.
В связи с повышенным интересом к анализу студенческой аудитории компанией GRP-Service было проведено маркетинговое исследование по результатам анкетирования в процессе отбора на Форум по карьере «Challenge-2004». Мероприятие было ориентировано как раз на ту самую «золотую» прослойку молодежи, наиболее перспективных кандидатов, студентов и выпускников, которые много внимания уделяют своей карьере. То, что мероприятие было закрытым и предполагало предварительный отбор аудитории, обеспечило исключительную мотивацию участников.
Студентам последних курсов и выпускникам последних 5-ти лет (средний возраст респондентов 23 года), предлагалось заполнить Application forms. Выборочная совокупность состоит из 1576 респондентов (молодых специалистов, принявших участие в интернет-опросе). По образованию 63.8% опрошенных являются специалистами, 24.8% имеют магистерскую степень, 11.4% - бакалавры.
Целью и объектом исследования были профессиональные ориентации и ожидания молодых специалистов, занимающихся поиском работы. Основной идеей было получить «портрет активной молодежи», т.е. выяснить, студенты каких специальностей наиболее активно посещают подобные мероприятия по карьере и как следствие, активны в поиске работы.
Оказалось, что впрочем, неудивительно, что больше всего кандидатов - это студенты и выпускники экономических специальностей, менеджмента и социальных наук (почти 45% всей аудитории), далее идут технические специалисты (12%). Юристов и IT-специалистов примерно одинаковое количество – по 8%. Таким образом, снова нашел свое подтверждение миф о том, что образование в области экономики может быть востребовано в любой отрасли и при любых обстоятельствах – а специализацию молодые карьеристы планируют приобретать уже на конкретном рабочем месте.
Интересно, что практически половина аудитории дополнительно обучается на курсах, втором высшем образовании и т.д. В качестве дополнительного образования все также лидирует образование в области экономики, менеджмента (18%), на втором месте изучение иностранных языков (5%). Далее по степени уменьшения популярности дополнительных специальностей молодежи идет юриспруденция (3%), инженерия, технологии (1.5%) и естественные науки (1.2%).
Большинство студентов и выпускников, которые входят в сегмент «золотой молодежи» уже работает, причем около 23% работают от года до 2-х лет, и 28% - около года. Это означает, что в среднем ребята начинают работать уже на 2-м и 3-м курсе, поэтому компании, которые хотят найти перспективного кандидата, должны выходить на аудиторию, начиная со второго курса.
Наиболее интересной темой для работодателей является вопрос, в каких сферах предпочитали бы работать студенты и выпускники:
Маркетинг
24.42% |
Промышленное производство -
руководители 2.85% |
Из таблицы видно, что наиболее привлекательные для выпускника области деятельности – маркетинг, банковское дело, информационные технологии, юриспруденция. Наименее привлекательными оказались наиболее востребованные специальности – промышленность, инженерия, технические позиции. Эта картина выглядит удручающей для многих компаний, даже крупных мультинациональных, в которых более актуальными являются технические и инженерные позиции, а ребята стремятся работать в отделах маркетинга, финансов, экономики и т.д. Таким образом, в настоящий момент существует пока несоответствие запросов выпускников и предложений от компаний – работодателей.
Большинство студентов и выпускников владеет одним или двумя иностранными языками. Наиболее распространенным является английский язык, уровень знания по которому большинство респондентов оценивает «выше среднего». Вторым по популярности можно назвать немецкий язык.
Один из самых интересных для большинства компаний вопрос – это то, какие компании считаются среди молодежи наиболее привлекательными работодателями. В нашем исследовании ребятам предлагалось ответить на 2 вопроса: во-первых, выделить из огромного списка компаний те, которые кандидаты включают в список потенциальных работодателей, и выписать 5 наиболее привлекательных компаний. Здесь все еще доминируют стереотипные суждения среди молодых специалистов. Например, до сих пор ребята считают, что наиболее привлекательные работодатели – это Российские сырьевые компании (хотя в действительности они не так активны на рынке молодежи).
Если рассматривать рейтинги потенциальных работодателей, то ситуация здесь складывается следующим образом:
Интересно, что востребованными являются автомобильные компании, хотя на самом деле часть из них не имеет представительств в России, либо они достаточно пассивно набирают молодежь. Таким образом, ребята пока еще выбирают потенциальных работодателей по степени известности бренда товаров или услуг, которые производит компания (автомобили, телефоны, техника и т.д.). Поэтому ближайшей задачей компаний становится активное позиционирование своего имиджа не только как производителя продуктов или услуги, но и как потенциального работодателя.
По степени известности компаний картина несколько иная: самой известной компанией в среде молодых специалистов является Coca-Cola. Об этом сказали более 80% опрошенных.
Если анализировать ценностные предпочтения студенческой элиты, то на первом месте это стремление и возможность для самореализации и только на втором месте хорошая и стабильная оплата труда. Также достаточно важно для студентов (3-е место) возможность постоянного обучения на рабочем месте (специальные обучающие программы, тренинги и т.д.). Фактор известности компании, или происхождение, не является ведущим - для молодежи более важно работать в успешной и развивающейся компании, которая заботится о своих сотрудниках и обеспечивает им социальные льготы (5-6-е место). На последнем месте по предпочтениям в работе оказывается фактор отсутствия помех для личной и семейной жизни, что говорит о том, что молодые специалисты готовы частично жертвовать ради работы
Продолжение следует
По материалам сайта www.job-today.ru.
Посмотреть все статьи этого раздела