Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Имитация бизнеса (Энциклопедия карьериста Topcareer.ru)

Имитация бизнеса  (Энциклопедия карьериста Topcareer.ru)

 

По материалам статьи Галины Ваниной.

 

Сюжеты для ситуационных игр обычно берутся из книг и фильмов: чем интереснее и необычнее исходная ситуация, тем лучше и ярче смогут себя проявить игроки.

Продолжение. Начало читайте здесь.

Игровой стол, рулетка, разложены фишки. Вокруг стола – серьезные люди, полностью сосредоточенные на происходящем. Идет «большая игра». Рулетка останавливается совсем не там, где хотелось бы тому или иному участнику, и один из них становится банкротом. От накала страстей и напряжения, кажется, звенит воздух.

Однако казино на самом деле не настоящее. За игровым столом сидят пять человек – топ-менеджеры региональных представительств крупной российско-американской торговой компании. Они отрабатывают продвижение новой торговой марки в условиях жесткой конкуренции. Каждый из игроков представляет собственную компанию с определенными стартовым капиталом, штатом персонала, связями и возможностями. И каждый из них получил задание – подготовить свой вариант вывода продукта на рынок. Наличие материальных ресурсов определили с помощью все той же рулетки и фишек, дающих право взять кредит на ту или иную сумму, пополнить штат нужными специалистами. Надписи на рулетке обозначают благоприятные или жесткие внешние условия.


«Бизнес-рулетка» – типичный пример деловой игры-имитации. Обычно она имеет отвлеченный от бизнеса сюжет, но воссоздает те условия, в которых должны будут действовать участники игры и в жизни. В подобных играх обязательно присутствуют все схемы, факторы и обстоятельства настоящего бизнеса. В частности, рулетка имитирует изменчивость и непредсказуемость рыночной среды вплоть до экономических кризисов, внезапного банкротства, требования дать крупную взятку и проигранных судебных исков. Высокую конкуренцию обеспечивают специальные правила, в соответствии с которыми каждый игрок представляет отдельную компанию и борется с остальными за определенный сегмент рынка. Иными словами, игроки в непривычной для них форме должны сделать те же шаги, что и в бизнесе: просчитать риски и, используя все возможности и ресурсы, достигнуть желаемых результатов.

Игры в сетях

В этих играх нет ни видимого накала страстей, ни специальных костюмов, ни каких-то особенных атрибутов. Главное действие компьютерных деловых игр происходит на экране монитора. Внешне это напоминает рутинную офисную работу, зато в сети порой разворачиваются настоящие баталии.

Компьютерные деловые игры традиционно считали играми-имитациями, но сегодня их стали относить к отдельной группе. Появились даже компании-производители компьютерных программ, которые становятся основой проводимых под руководством бизнес-тренера деловых игр. «Их сюжеты во многом похожи. Участники представляют несколько компаний, стремящихся завоевать тот или иной сегмент рынка, и игроки должны выработать комплекс действий по достижению цели, – говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы компании „Техмаркет” Евгений Титов. – Поэтому для меня в такой игре главное, пожалуй, общение с коллегами».

Впрочем, организаторы компьютерных игр все-таки стремятся к разнообразию. Так, в игре «Стратегия и тактика бизнеса» помимо игроков были задействованы «правительство» и «случай». Функция «правительства» – решить, давать или не давать инвестиции. А роль «случая» выполняют два конверта, где может находиться, допустим, сообщение о землетрясении на Тайване, способное повлиять на рынок.

Более сложные компьютерные бизнес-игры – на Западе. Там существуют стратегические сетевые игры, участники которых ведут виртуальную войну на протяжении продолжительного времени. Как правило, они полностью имитируют деятельность определенного предприятия или компании. В России тоже есть подобная онлайн-игра «Бизнес по-русски», придуманная генеральным директором ООО «А-веб» Романом Карху. Цель игры – превратить свою фирму из небольшой мастерской в целую корпорацию и как можно выше поднять ее рейтинг. Сегодня в игре участвуют более 4 тыс. человек. Самый солидный по возрасту игрок владеет несколькими реальными фирмами.

Диктат ситуации

Сотрудникам банка, приехавшим за город для проведения деловой игры, был предложен необычный сюжет. В военное время группа российских ученых сделала секретное изобретение, и один из участников этой группы втайне от остальных решил его выгодно продать. Из разговоров коллег он слышал, что уже есть желающий приобрести изобретение, но не знал, кто именно. Задача этого игрока – определить потенциального покупателя. О готовящейся сделке узнали «немцы» и тоже начали поиски ученого. Согласно правилам, «продавцу» помогал его «телохранитель», а игроки, изображавшие «советских ученых», должны были сбивать с толку немцев.

Когда участники получили свои роли, они поняли, что играть им придется практически вслепую. И каждый игрок должен был выработать стратегию и тактику своего поведения.

Этот сюжет, на первый взгляд далекий от бизнеса, на самом деле лежит в основе ситуационной деловой игры. В отличие от игры-имитации здесь о маркетинговых стратегиях и построении бизнес-плана речь не идет: действия участников внешне никак не связаны с реальными трудностями, возникающими на работе. В данном случае менеджеры развивают у себя полезные навыки вроде умения вести переговоры, проводить презентацию и т. п.

Сюжеты для ситуационных игр обычно берутся из книг и фильмов: чем интереснее и необычнее исходная ситуация, тем лучше и ярче смогут себя проявить игроки. Так что организаторы подобных мероприятий вполне могут дать волю своей фантазии. «Каждый из нас провел сложные переговоры, это был хороший тренинг, – рассказывает один из участников игры.– А кроме того, здесь есть элементы тим-билдинга, и мы взглянули друг на друга по-новому. Например, в команде был сотрудник, с которым я раньше не общался. Однако в ходе игры он „прикрыл меня собой” и „погиб”. И сейчас мы с этим человеком подружились».

Результат любой ценой

Большинство деловых игр рассчитаны на выработку необходимых навыков или решение вероятных в будущем проблем. Но существует тип игр, конечной целью которых является решение реально существующей проблемы. По сути, это производственное совещание в форме деловой игры. Топ-менеджеры четырех операционных компаний ЗАО «Ситроникс» («Элакс», «Элион», «Квазар» и «Ситроникс»), к примеру, играли несколько дней.

«Задача перед нами стояла абсолютно реальная – разработка стратегии создания сборочного дивизиона и выход на запланированные обороты,– рассказывает Мина Хачатрян, директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО „Ситроникс”. – Нас разбили на три группы: эксперты по продуктам и товарным группам, эксперты по технологии производства, специалисты по маркетингу. Каждый день мы решали определенную задачу. Например, проанализировать рынок и выяснить, нет ли на нем аналогичной продукции. А вечером сообщали о результатах работы. Причем должны были не только презентовать свое решение, но и объяснить логику наших рассуждений. Четвертый, последний, день был полностью посвящен анализу работы компании». Сам процесс игры-обучения Мина сравнивает с китайской гимнастикой у-шу: сложные элементы дробятся на более мелкие и осваиваются постепенно.

Такие игры по вполне понятным причинам проводят только для корпораций, чаще всего когда необходимо нестандартное, креативное решение, а компания зашла в тупик. Модератор обычно следит, чтобы топ-менеджеры не оказывали давления на подчиненных. Но в случае ЗАО «Ситроникс» группы состояли из топ-менеджеров компании, поэтому игра способствовала формированию умения работать сообща. В результате компания получила не одну, а целых две стратегии создания сборочного дивизиона, каждая из которых была принята во внимание и вполне может применяться на практике.

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Ф. Котлер

Клиент не зависит от нашего существования. Это мы полностью зависим от него.

 

Сделать стартовой