Совместное будущее (сайт TopCareer.ru)
Совместное будущее (сайт TopCareer.ru)
В России сегодня действуют три вида программ МВА: российские, совместные российско-западные и полностью западные. Они дают достаточно разные по качеству и по направленности знания. Татьяна Лебедева, директор Центра международных образовательных программ Международного банковского института, рассказывает о потенциале совместных программ в России и о том, почему исключительно западные программы пока не очень интересны российским слушателям.
Вопрос: Татьяна, можете ли вы оценить, как в последние 3–5 лет в России развивались совместные российско-западные и чисто западные программы МВА?
Ответ: Так как на российском рынке сначала появились западные программы МВА и только потом были созданы российские программы, то вопрос о том, что такое традиционные российские МВА, является весьма дискуссионным. Российско-западные программы существуют на рынке давно, и, на мой взгляд, за последние 3–5 лет в этом сегменте особых перемен, по крайней мере, в нашем регионе, не произошло. А вот в сегменте западных программ изменения есть – за последние годы резко возросла активность зарубежных обучающих организаций в России, они проводят рекламные кампании, выставки, всячески борются за место на отечественном рынке.
Необходимо отметить, что в основном серьезные западные программы либо отличаются от российских более высокой стоимостью (если идет реальный процесс обучения западными преподавателями и предполагается получение выпускниками реального диплома западного вуза), либо обучение на них проводится в дистанционной форме, что включает данные курсы в иную нишу образовательных услуг. Программы известных западных бизнес школ продолжают пользоваться популярностью, и их особенностью является то, что российские работодатели готовы оплачивать обучение своих специалистов на них.
Вопрос: Каковы основные преимущества и недостатки совместных программ по сравнению с российскими?
Ответ: Первое и основное преимущество совместных программ заключается в том, что в них сочетаются богатые традиции западного партнера с современными технологиями и методиками преподавания. Качественные совместные программы позволяют слушателям приобрести знания и навыки, которые базируются как на российском, так и зарубежном опыте, и учитывают особенности организации бизнеса как в России, так и за рубежом. Причем знания преподаются "из первых рук", а не транслируются через ряд посредников. Важным также является то, что ряд программ предоставляет слушателям право получить диплом западного вуза, что дает реальные конкурентные преимущества с точки зрения карьерного роста и трудоустройства выпускников.
К недостаткам подобных программ можно отнести их относительную дороговизну для слушателей и сложности для организаторов, так как для возможности получения выпускниками реального диплома зарубежного учебного заведения необходимо, чтобы обучение проводилось согласно всем требованиям, предъявляемым к учебному процессу в западном вузе, и соответствовало международным стандартам.
Вопрос: Какова степень участия западного партнера в программе?
Ответ: Для создания качественной совместной программы МВА в начальной стадии организации степень участия зарубежного партнера должна быть максимально высокой. Это объясняется необходимостью передачи технологий, потребностью в подготовке российских преподавателей и изучении корпоративной культуры и стандартов образования западного партнера. По мере реализации и накопления опыта степень участия может снижаться, но она должна оставаться значимой – около 30–50% временных затрат.
Вопрос: Как Вы считаете, на каком языке должно вестись обучение на совместной программе?
Ответ: Если выпускники программ получают диплом западного партнера, обучение должно вестись на иностранном языке. Чаще всего на международных программах обучение идет на английском языке независимо от местонахождения вуза-партнера. Если по окончании программы выдается российский диплом, то и обучение должно вестись на русском языке.
Оптимальная пропорция российских и западных преподавателей зависит от особенностей программ, наличия зарубежных стажировок и т.д. На мой взгляд, как минимум 15–20% дисциплин должны преподавать зарубежные партнеры.
Вопрос: Какие основные трудности вы можете выделить в партнерстве с западными бизнес школами? Как они преодолеваются?
Ответ: Трудности в партнерстве – это несоответствие российских и зарубежных образовательных стандартов, необходимость тщательной подготовки всех документов и согласования всех изменений, проведения письменных экзаменов по всем дисциплинам и отправки работ партнеру на проверку, организации учебного процесса с участием западных преподавателей. Трудности преодолеваются с накоплением опыта и установлением устойчивых партнерских отношений.
Вопрос: Оцените перспективы развития в России совместных и западных программ МВА. Какими конкурентными преимуществами должны обладать наиболее успешные программы?
Ответ: На мой взгляд, если слушатель все-таки хочет обучаться на западной программе, то для получения западного образования оптимально учиться за границей в течение если не всей программы, то, по крайней мере, существенной ее части. Если проходить учебу в России, то более перспективным, с моей точки зрения, является развитие совместных программ, позволяющих учитывать и российский, и зарубежный опыт.
Наиболее успешные программы должны реализовываться с большой долей участия зарубежного партнера и включать в себя стажировки в других странах. В качестве преподавателей нужно привлекать специалистов (как российских, так и западных), имеющих опыт работы в реальном бизнесе. Слушателям необходимо давать знания, соответствующие как российским, так и международным образовательным стандартам. Итогом обучения должен быть государственный российский диплом МВА и диплом западного вуза.
По материалам сайта www.begin.ru.