Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Владимир Мединский: преподавать в вузах должны практики (газета The Career Forum online, 20 августа 2007)

Владимир Мединский: преподавать в вузах должны практики (газета о карьере и образовании Careerforum.ru) 

Галина Козорезова

 

 Готов ли сейчас хоть кто−то поспорить с этим утверждением? Вряд ли. Академическое преподавание не готово воспитывать поколение специалистов нового времени — тех профессий, о которых двадцать лет назад даже не задумывались. Например, о «пиарщиках», которых сейчас не готовит только самое ленивое учебное заведение.
Образовательный конвейер выпускает как тех, кто со студенческой скамьи мнит себя незаменимым звеном в «связях с общественностью», так и талантливые единицы. Не боясь ошибиться, к их числу можем отнести, к примеру, лауреатов «Хрустального апельсина» — ежегодного конкурса студенческих пиар−проектов, проходящего под эгидой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Владимир Мединский, президент РАСО и депутат Госдумы РФ, уверен, что за полтора года своего пребывания у руля РАСО удалось проделать многое — расширить свою географию, увеличить вдвое количество своих членов. На вопрос о том, что такое пиар, наш собеседник отвечает лаконично: «Это искусство построения отношений». И куда более развернуто говорит о тенденциях в развитии отрасли. От ошибочно−классического понимания PR как отношений с масс−медиа рынок постепенно уходит в сторону GR (government relations, или отношений — в широком смысле — с властью), ER (employer relations, или отношений с работодателем, профсоюзами, забастовочными комитетами), B2B relations (отношений с партнерами вне бизнеса) и прочее. Все это «выделенные», узкоспециализированные профи. Но пока специфика PR состоит в том, что… выпускников много, специалистов мало, а по доходам — чудовищные вилки.
CF: Владимир, вы, выпускник факультета журналистики МГИМО, в 1992 году создали свое PR−агентство «Корпорация «Я» — в то время, когда специальность «пиар−специалист» была в диковинку.
В.М.: Мы были в числе первых. Создала агентство группа студентов — Сергей Михайлов, Дмитрий Сокур, Егор Москвин, Кирилл Болматов и я. Вскоре выяснилось, что в нашей стране рынка PR−услуг нет — нет и заказов. И мы постепенно ушли в рекламу. Потом, когда рынок появился, мы создали дочернюю фирму «Михайлов и партнеры», где 51% акций принадлежало «Корпорации «Я». «Михайлов занимался пиаром, а «Корпорация» — рекламой. Через несколько лет мы продали все акции Михайлову, и постепенно все наше агентство вернулось к пиару.
CF: Когда деятельность на поприще пиара стала прибыльной?
В.М.: В России — с 1994 года.
CF: И все же, почему после факультета журналистики вы ушли в пиар?
В.М.: У меня было распределение в Департамент США и Канады МИДа — самое престижное, что только может быть после МГИМО. Практику я отрабатывал в посольстве СССР в США. Атмосфера была такая, что мне стало понятно — работать там я не хочу. Так что я сходил в МИД и отказался от распределения. На меня смотрели как на сумасшедшего. Но надо было чем−то заниматься, поэтому мы и создали бизнес. Компанию регистрировали прямо перед вручением дипломов.
CF: А в 98 году вы оставили этот бизнес…
В.М.: У меня есть пакет акций. Не контрольный.
CF: Почему ушли от активного управления агентством?
В.М.: Хотелось самореализации в другой сфере. Поступили предложения по линии госслужбы, и я решил попробовать.
CF: Ваш уход в политику — это воля случая или намеренное движение к цели?
В.М.: В политику я пришел не сразу. У «Корпорации Я» был заказчик — Госналогслужба. Нами были довольны. Позвали на работу. Сначала я пошел в налоговую полицию, оттуда — в Министерство, а уже потом в политику.
CF: Журфаковское образование было достаточным для того, чтобы чувствовать себя как рыба в воде в налоговых органах?
В.М.: С точки зрения журналистики я владел всем, с точки зрения налоговой деятельности — ничем. Учился. В основном в структуре были бывшие комитетчики. Но люди большей частью демократичные, адекватные. И хороший начальник — Сергей Алмазов, директор Федеральной службы налоговой полиции. Вовсе не такой страшный, каким его рисовали в газете «Коммерсант». Потом я работал в подчинении Георгия Бооса, нынешнего губернатора Калининградской области, а тогда — министра по налогам и сборам. По моему мнению, это один из самых талантливых людей в российской элите — и в части интеллекта, и в части организаторско−пробивных возможностей. Он сам из бизнеса, создал после МЭИ одну из крупнейших фирм отрасли — «Светосервис». Все световое оформление Москвы — дело его рук. Я работал с Георгием Боосом в налоговой, потом в избирательном штабе «Отечество — вся Россия», затем стал его советником в Госдуме.
CF: И все это время продолжали преподавать в МГИМО?
В.М.: Да, сначала как аспирант. Но с 1 сентября прошлого года я уволился. У меня физически нет времени. Получить лекционное время в субботу не удалось, а в будни из−за одной лекции выпадает половина рабочего дня. Такого я допустить не могу. А делать так, чтобы за меня лекции читали другие, как это делают многие статусные преподаватели, не буду. А читал я курсы по PR, в том числе политическому, по работе PR−агентства. В общем, все, что связано с практической деятельностью в сфере PR. Считаю, что преподавать должны практики, теоретиков у нас предостаточно. Но на деле, к сожалению, получается, что у практиков на студентов не хватает времени.
CF: Как вы оцениваете состояние системы высшего образования в России?
В.М.: У нас вся система высшего образования глубоко порочна. Это я и Фурсенко говорил. Он грустно усмехался, тем самым давая понять, что, в общем, согласен, хоть, как министр, не может это признать публично. Бесплатное высшее образование в существующем виде ведет… Практически никуда не ведет. Вся эта система нынешнего высшего образования — одной ногой еще в социализме. Тогда было все понятно: государство — единственный работодатель, и человек, получив от государства «бесплатное» образование, всю жизнь его отрабатывает. Сейчас все иначе — люди зарабатывают столько, сколько могут, и отдают государству лишь часть. Государство между тем обеспечивает бесплатное образование почти всем желающим, большинство из которых потом работает в коммерческих структурах и, как правило, совсем не по той специальности, которой обучалось в вузе. Что мы сегодня имеем? Гигантское количество наплодившихся вузов, крайне низкий уровень подготовки студентов, маленькие зарплаты преподавателей и т.д. Преподаватели вообще сегодня делятся на три категории. Первая — те, кто больше нигде работать не может. Чему же они способны научить? Вторая — те, для кого это хобби, строчка на визитной карточке, атрибут престижа. От такого преподавания тоже по большому счету никакого толка. И, наконец, третья категория — еще сохранившиеся романтики и старые профессионалы, но их число стремительно уменьшается. Получается парадокс: вуз платит преподавателям копейки, а студентов учит бесплатно.
Государство на дотирование этого «бесплатного» образования выделяет опять же немалые деньги, но в расчете на миллионы студентов выходит «каждой сестренке ну совсем по крохотной сережке». И отучившись, они никуда не могут устроиться, потому что такие знания никому не нужны: они оторваны от рыночной реальности. К тому же колоссальная диспропорция — то, что готовят вузы, не соответствует потребностям рынка. Стране сейчас нужны инженеры, механизаторы, сталевары. А вузы выпускают в промышленных количествах юристов, экономистов, пиарщиков опять же…
Думаю, бизнес должен формировать заказ и оплачивать обучение действительно нужных специалистов, которые впоследствии придут работать в его структуры. Госструктуры могут и должны выступать такими же конкретными заказчиками. Государственные гранты — только для действительно талантливой молодежи. А если абитуриент не хочет себя связывать никакими обязательствами — ну, тогда плати сам или бери образовательный кредит. Таким образом будут решены и проблема дефицита квалифицированных кадров, и проблема трудоустройства молодых специалистов. А вузы перестанут заниматься квазиблаготворительностью, а, значит, начнут развиваться.

 

HR-club Главная страница

Посмотреть все статьи этого раздела



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Фенимор Купер

Достаточно сгнить одной доске, чтобы большой корабль пошел ко дну.

 

Сделать стартовой