«Просто зарабатывать деньги скучно» (сайт Executive.ru, февраль 2008)
«Просто зарабатывать деньги скучно» (сайт Executive.ru, февраль 2008)
«Сегодня опасны не «большие и сытые» компании, уже занявшие уверенные позиции, а «маленькие и голодные», они сметут всех сытых и успокоившихся», - уверена Ольга Пантелеева, коммерческий директор «АНД Проджект». О том, как найти «изюм» компании и с его помощью победить в конкурентной войне, как определить ценность сотрудника и помочь раскрыться его таланту, Ольга рассказала в специальном интервью E-xecutive.
E-xecutive: Ольга, как вы пришли в ИТ-бизнес?
Ольга Пантелеева: С детства я люблю решать задачи: училась в физико-математической школе, да и высшее образование выбрала соответствующее - Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет (поступала еще, когда он был Политехом), физико-механический факультет, специальность «Прикладная математика и информатика».
В институте было, конечно, много математики – специальность такая. А в 91-м году, на втором курсе, я устроилась работать программистом в Публичную библиотеку в отдел рукописных книг. С рукописными книгами связана масса интересных проблематик: распознавание подписей, почерка, текста, идентификация подлинности Потом, в общем, совершенно случайно, уговорили перейти в одну известную питерскую компьютерную компанию, в которой я и проработала следующие пять лет – сначала менеджером по продажам, затем директором по маркетингу. С накопленной компетенцией маркетинга и продаж я перешла коммерческим директором в «АНД Проджект» и вот уже восемь лет работаю здесь.
E-xecutive: Почему произошел такой поворот – «из программистов в продавцы»?
О.П.: Это случай. Осознанного движения не было. Когда я стала менеджером по продажам, то через некоторое время стало очевидно, что это и есть мое призвание: продажи и маркетинг, направленный на продвижение и продажи новых направлений, продуктов и услуг. Маркетинг, ориентированный на «делание бизнеса». Тогда мы запустили с нуля много интересных направлений. Самая интересная для меня задача – это из какой-нибудь «полной беды» сделать «нечто», которое хорошо продается. Мне нравится «делать бизнесы»: что-то развивать или разрабатывать совсем новое так, чтобы оно представляло интерес для всех.
E-xecutive: Что для вас компания «АНД Проджект»?
О.П.: Для меня компания «АНД Проджект» – это свобода воплощения идей и широкие возможности самореализации. Любой человек в «АНД» может самореализоваться. Конечно, есть нюансы: чтобы в нашей компании вырасти, нужно много и упорно работать. Тот, кто хочет просто «отсиживать» положенное рабочее время – у нас не задерживается, точнее – таких мы просто не нанимаем. Базовые ценности «АНД» – «делать супер решения, помогающие нашим клиентам становиться великими компаниями». У нас добиваются успеха профессионалы-трудоголики, «драйверы» и «маньяки» красивых идей. Работать у нас не просто – мы росли с нуля и все, что сделано, – сделано нами самими. Думаю, что компании «АНД Проджект» есть чем гордиться – из небольшой компании мы выросли до уровня ведущих ИТ-компаний российского рынка.
Мы всегда были ориентированы на генерацию и реализацию новых идей, а результатом стало создание многих успешных, востребованных заказчиками продуктов. Один из примеров – платформа SiTex, на базе которой были реализованы информационно-справочная подсистема, и портал «ГАСВыборы» и многие другие проекты для органов государственной власти. Кто сейчас помнит, из каких, смелых идей и концепций он был рожден Только в компании с внутренне свободными людьми могут рождаться новаторские решения. Сейчас продажи решений на базе SiTex успешно ведутся уже от компании «Систематика» («АНД Проджект» входит в группу компаний «Систематика»).
Когда в 2000 году я училась в бизнес-школе, мне казалось, что вопросы корпоративной культуры и ценностей компании, которым на занятиях уделялось много внимания, в России еще не актуальны. Теперь я вижу, как даже неосознанное использование принципов доверия, поощрения развития и поиска новых решений приносит свои плоды.
E-xecutive: Как строятся взаимоотношения в компании «АНД Проджект»?
О.П.: Существует некоторое количество базовых принципов. Во-первых, все равны и мнение каждого ценно и важно. Во-вторых, если не согласен – высказывай свою точку зрения, но не голословно, а с обоснованием своей позиции и с учетом интересов компании. В-третьих, ценность сотрудника определяется его вкладом в общее дело. В АНД я руковожу людьми восемь лет и всегда объясняю сотрудникам, что у нас можно добиться всего – было бы желание.
Когда человек представляет интерес для компании? Когда он может что-то в компанию привнести. Если у человека есть потенциал – он интересен, но он должен сам показать и доказать свои возможности. Просто так тоже никто ничего не даст. Человек всего добивается сам. Если он чего-то не достиг – значит, не так сильно хотел. С другой стороны, креативные люди часто трудно понимаемы другими людьми. И надо создать условия, чтобы эти люди чувствовали себя комфортно и могли «раскрыться». Яркие идеи могут быть реализованы только людьми, которые чувствуют себя свободными. И вместе с тем, работаем мы как единая команда, и слово «я» в смысле «ну, что, поняли, какой я крутой?» в компании «АНД Проджект» неприемлемо.
E-xecutive: Расскажите, пожалуйста, какие сотрудники работают в вашей компании?
О.П.: У нас работают разные сотрудники: и молодые, и молодые за пятьдесят. Вторая категория – это молодые духом люди, им интересно идти в ногу с жизнью. Это проявляется во всем, даже в поведении на корпоративных праздниках. Мы очень рады видеть среди наших сотрудников молодых мам, только вышедших из декретного отпуска. Они работают очень активно и воодушевленно, порой лучше других коллег, ведь им нужно доказать – в первую очередь себе, что они не только мамы, но состоялись как специалисты.
E-xecutive: Почему вы выбрали главной ценностью компании именно свободу воплощения идей?
О.П.: Один из основных продуктов, которые мы внедряем, это Microsoft Dynamics AX (Axapta). Когда я пришла в компанию, то четко знала, в основу бизнеса надо ставить консалтинг и ERP. Почему именно эти направления? Интуиция, ощущения от людей, их заинтересованность. В том же 1999 году мы выбирали, каким продуктом будем заниматься, было несколько вариантов: SAP, Oracle и другие. Смотрели, как пишется продукт, как его модифицируют, по каким принципам работают в компаниях, как ведут бизнес. Решили остановиться на Axapta (в то время в Axapta еще не принадлежала Microsoft). Почему? Идеология у SAP и Oracle: мы пишем лучшие практики, ставим их, и вы так работаете. Аксапту создавали на основе других принципов.
На насыщенных рынках конкурентоспособность компаний сосредоточена в различиях, нюансах. Если бы вы взяли и без изменений внедрили у себя лучшие практики, в чем бы вы тогда отличались от десятков других компаний? Почему клиент выбирал бы именно вас? Именно из этих принципов и строится работа консультанта. Если клиенту нужен инструмент для поддержки бизнеса, главная задача консультанта – понять, в чем у компании сосредоточен регулярный бизнес, а в чем – конкурентные преимущества этой компании, на чем она в действительности делает бизнес. Можно говорить, что бизнес дистрибуции только в логистике, и вы постоянно будете жестоко бороться за свои 0-2% маржи. А вот если мы найдем тот «изюм», который отличает именно Вас, то можно оптимизировать типовые процессы, с использованием как раз лучших практик, а вот важные нюансы реализовать именно так, чтобы они заиграли новыми красками и Ваши клиенты ощутили дополнительные преимущества вашей компании.
Мы уверены, что существуют компании на типовых бизнес-процессах, а побеждают за счет как раз своего «изюма». На чем делает бизнес АНД Проджект? На свободе воплощения идей. Потому что для нас самое главное – найти этот «изюм»: внедрить не просто лучшую версию типового продукта, а модифицированную под преимущества бизнеса клиента.
Мы помогаем нашим клиентам создавать «прорывные» идеи, технологии и решения для их бизнеса. Мы искренне хотим, чтобы наши клиенты были успешными компаниями и гордились работой с нами.
E-xecutive: Какие процессы на современном российском ИТ-рынке вы бы отметили?
О.П.: Сейчас очень интересное время на ИТ-рынке – можно стать первыми. Все компании уже умеют или скоро будут уметь делать все: системные интеграторы выполняют все работы в области ИТ-инфраструктуры, консультанты – в области внедрения бизнес-приложений. И выиграет тот, у кого есть «внутренний стержень», а он строится на корпоративной идеологии, ценностях и «упертости». На этом этапе развития рынка становятся опасными не «большие и сытые» компании, уже занявшие уверенные позиции, а «маленькие и голодные», которые живут так: проект прошел успешно – заработали, проект неуспешный – зарплату платить нечем. Люди, прошедшие времена, когда «зарплату платить нечем», становятся жесткими, они работают по 12 часов в сутки, и если такие компании с инвестором выходят на рынок – они сметут все, всех сытых и успокоившихся.
Мы понимаем, что клиенты меняются. Меняются их понимание жизни, ценности и парадигмы. Несмотря на то, что работаем мы все в сегменте B2B, каждый наш клиент-предприятие – это конкретные люди со своими предпочтениями, страхами, стремлениями и т.п. Изменение рыночной и жизненной ситуации меняет их видение мира. Сегодня наши клиенты хотят получать решения, позволяющие их бизнесу (именно бизнесу целиком) стать сильнее, причем намного сильнее, на порядки. Наша основная задача как компаний, занимающихся бизнес-консалтингом и созданием продуктов на базе информационных систем, – предоставить клиентам решения, которые помогут им открыть новые возможности для «делания бизнесов», помогут реализовать самые удивительные и неординарные идеи.
E-xecutive: Есть ли у вас хобби? Как проводите свободное время, отпуска?
О.П.: Мое хобби – это моя работа. Я точно знаю, что невозможно сделать компанию сильной, если люди, которые ей управляют, уделяют компании внимание только в рабочее время. Особенно в таком тяжелом бизнесе, как ИТ-услуги и консалтинг, связанный с внедрением бизнес-приложений. У нас огромная ответственность перед заказчиком. Каждый проект, несмотря на все методологии – индивидуален, нет одинаковых предприятий, так же как нет одинаковых людей. Создавая такой бизнес, невозможно делить свои силы между ним и чем-то еще – нужно вложить себя полностью. Конечно, очень важна семья, но в нашем случае семья – это тоже компания.
Вечера проходят в обсуждении работы, в чтении. Книги я люблю разные, и обычно у меня в «процессе чтения» находятся три-четыре книги. Не потому что не дочитываю – просто под разные настроения и мысли мне нужны разные книги. Ну и, конечно, поговорить с умным человеком – это всегда приятно.