Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Живительные каши ( журнал Эксперт Online, 16 марта 2009 )

Живительные каши ( журнал Эксперт Online,  16 марта 2009 )

Спад промпроизводства в России замедляется. Пищевая отрасль и легпром демонстрируют активное импортозамещение. Эксперты считают, что экономика начала восстанавливаться, однако неопределенность в мировой конъюнктуре и дефицит ликвидности оставляют ситуацию малопредсказуемой.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

Темпы спада промышленного производства в России снижаются. Если в январе промпроизводство снизилось на 16% по сравнению с январем 2008 года, зафиксировав максимальное падение промпроизводства в РФ за 15 лет наблюдений, то в феврале спад составил уже 13,2%. При этом по отношению к январю промышленное производство даже возросло на 6,4%.

Конечно же, сравнивать февраль с январем не совсем адекватно из-за длительных новогодних праздников, когда производства не работали. Пока точного расчета с сезонной корректировкой у нас нет. Однако, отмечают эксперты, российская экономика все же начинает оживать. «Очень неплохой результат. Можно сделать осторожное предположение, что дно нащупали и наступила хоть какая-то стабилизация», – отмечает аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский.

По его словам, динамика промышленности соответствует динамике денежных агрегатов. На то, что ситуация в промышленности в феврале может несколько стабилизироваться, указывал показатель денежной массы, который в феврале перестал снижаться.

«Хороший результат», – соглашается и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. «Нужно учитывать, что прошлый год был високосным, и в феврале было на один рабочий день больше. Это дает примерно 3,5 процентного пункта в динамику промышленности. Фактически это означает, что в феврале среднесуточное падение составило около 10%, что уже в полтора раза меньше, чем было в январе, и является очень позитивным результатом», – пояснил он.

Мало того, в ряде отраслей, как выяснил «Эксперт Online», началось активное импортозамещение. Это прежде всего пищевая отрасль и легкая промышленность.

В пищевке отличные результаты показывает мясная отрасль и производство муки и круп. Производство мяса выросло на 9,4% даже к февралю прошлого года, муки – на 10,4%, крупы – на 40,4%.

Импортозамещение владелец макаронной компании «Алтан» Валерий Покорняк замечает уже не первый месяц. «На прилавках прямо на глазах уменьшается доля импортной продукции, – говорит он. – Во-первых, полка сжимается, а цены на оставшиеся импортные макароны увеличиваются. Причина тому – удорожание доллара и евро по отношению к рублю. При сопоставимом качестве российские макароны в различных ценовых сегментах оказываются в полтора-два раза дешевле импортных. Импортная мука вообще уже не присутствует на рынке». Плюс к этому население переходит на более дешевые продукты питания. «У нас ровно такая же ситуация была в 1998 году, когда обедневшее население стало покупать крупу, потому что это здоровое питание и очень калорийное. И, наоборот, с ростом благосостояния мы замечаем тенденцию, что крупу потребляют меньше», – говорит коммерческий директор компании «Ангстрем» Оксана Линник («Ангстрем» специализируется на производстве фасованных круп). То же касается и муки. В период кризиса люди больше готовят сами, отказываются от ресторанов и дорогих тортов. «Люди снова начинают печь, и не только на масленицу и Пасху», – говорит Покорняк.

В мясной отрасли ограничение импорта и увеличение отечественного производства также приводит к импортозамещению. «Уже сейчас мы видим импортозамещение в птицеводческой отрасли и частично свиноводстве, – говорит глава Мясного союза Мушег Мамиконян. – В птицеводстве возможно полное импортозамещение. Все факторы говорят об этом: конкурентоспособные производства, регулирование импорта (квоты на импорт, например) плюс девальвация рубля. Именно так было в 1998−м, когда производство мясных полуфабрикатов и колбас вытеснило импорт».

Помимо пищевой отрасли рост в феврале зафиксирован практически во всех видах легкой промышленности. Производство постельного белья и тканей увеличилось в феврале по сравнению с январем более чем на 53%, выпуск одежды вырос в среднем на 25%.

«Из-за роста курса юаня китайские товары стали дороже российских впервые за 10−12 лет. Импортеры, покупавшие раньше китайские ткани и одежду, теперь заключают договоры с российскими производителями. Однако проблема в том, что мощности российских производителей недостаточны, а производства многих из них неэффективны, поэтому при огромном потенциале занять достойное место на рынке смогут не далеко не все», – рассказал «Эксперту Online» представитель крупнейшего в России производителя постельного белья.

Что касается других производств, то тут февральский всплеск связан либо с цикличностью бизнеса, либо с низкой январской базой. Так, производство стройматериалов, по данным Росстата, выросло в феврале по отношению к январю в среднем на 20%, однако руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко уверен, что эти цифры не отражают существующего положения дел в отрасли. Роста строительства по-прежнему нет.

Производство газовых турбин увеличилось почти на 50% по отношению к февралю прошлого года и в 4,3 раза по отношению к нынешнему январю. Владимир Сальников объясняет это закрытием заказа, сделанного ранее, который не отражает реальной интенсивности производства.

В то же время он уверен, что в следующие месяцы мы, скорее всего, увидим некоторое восстановление производства, поскольку его спад был ниже потенциального спроса. Однако остается проблема кредитного сжатия и неопределенность мировой конъюнктуры, которые делают ситуацию малопредсказуемой.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сэм Уолтон, основатель сети розничной торговли Wal-Mart

Проходит не больше недели или двух, и сотрудники начинают относиться к покупателям точно так же, как сама компания относится к своим сотрудникам.

 

Сделать стартовой