Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Реанимация после операции (журнал "Финанс" №07 (242), 18 - 24 февраля 2008)

Реанимация после операции (журнал "Финанс" №07 (242), 18 - 24 февраля 2008)

Олег Максименко

Рынок алкоголя в 2007 году был похож на больного, выздоравливающего после ампутации – мучают фантомные боли, а общее состояние остается стабильно невнятным.

Прошлый год для российского алкогольного рынка оказался реабилитационным после кризисного 2006-го, когда, по сути, хирургическим путем была удалена значительная часть рынка – молдавские и грузинские вина, на которые 27 марта 2006 года было наложено эмбарго. Доля данной продукции составляла, по разным оценкам, от 65 до 75% от объема винного импорта. Оставшиеся сегменты страдали затрудненным дыханием, чему активно способствовала отмененная с 1 января 2008 года система ЕГАИС (она осталась только для технических импортеров, работающих только на «ввоз»), установка которой обошлась каждому предприятию в среднем в 1 млн рублей. Если учесть, что на момент введения ЕГАИС в России работало около 4,5 тыс. производителей, импортеров, дистрибьюторов, специализированных складов и оптовиков, то получается кругленькая сумма – 4,5 млрд рублей. Что свидетельствует о прекрасных деловых качествах руководства ФГУП НТЦ «Атлас» – разработчика системы. Продать за такие деньги никому в итоге не нужное железо с бесполезным софтом в нагрузку способен далеко не каждый.

Кстати, по планам «Атласа», ежегодно ЕГАИС должна была приносить ФГУП более 6 млрд рублей в качестве платы за обслуживание. Но в итоге чрезвычайно громоздкая электронная система, превосходящая по сложности объединенную базу корпорации Boeing и сопоставимая по масштабам с Федеральной резервной системой США, так и не заработала.

Есть и плюсы. Тем не менее государству опыт понравился. Теперь оно размышляет о том, не повторить ли ему столь успешное внедрение (в правительстве идут дебаты о том, что неплохо бы повторить реализацию идеи, но с другим разработчиком), а оставшиеся на плаву бизнесмены с трепетом ждут, чем эти раздумья закончатся.

К слову сказать, ЕГАИС, сильно затруднившая работу операторов алкогольного рынка, оказалась живой иллюстрацией поговорки «нет худа без добра». По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в 2007 году резко снизился нелегальный оборот водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) – с 43% объема рынка в 2006 году до 28% в 2007-м. Правда, далеко не все эксперты согласны с оценкой НАА. Их методику оценки представители Росспиртпрома считают очень приблизительной и ненадежной, хотя в целом соглашаются с тем, что «подпольной» водки в России стало существенно меньше.

Один из плюсов сокращения нелегального оборота – значительное снижение смертности населения от случайных отравлений алкоголем. По данным Минздравсоцразвития, за 12 месяцев 2007 года по этой причине в России скончалось 20 773 человека, что на 37% меньше, чем в 2006 году и почти в два раза меньше, чем в 2005-м.

Результаты операции. Преодоление последствий кризиса 2006 года не обошлось без потерь. Так, в начале 2007 года остановились свыше 30 предприятий из 160 производящих пищевой спирт, прекратили работу более 70 из 350 заводов по выпуску водки и ЛВИ и примерно столько же винодельческих компаний (их было 250). К концу года ситуация несколько выправилась, но значительная часть производств так и не заработала: 25 производителей спирта, 55 ликероводочных заводов и 28 виноделен сошли со сцены навсегда.

Столь же печальная картина наблюдалась и среди продавцов. Если в первой половине 2006-го число компаний оптовой торговли алкоголем уменьшилось на 8,3% по сравнению с тем же периодом 2005-го, то в начале прошлого года потери составляли уже 21% – свыше 800 оптовиков были вынуждены прекратить операции и заявить о своей ликвидации. Ситуация начала меняться к лету 2007-го, когда количество участников выросло почти на 4% по сравнению с началом года, а к концу прошлого года прирост составил около 9% – за год появилось около двухсот новых торговцев.

Примерно то же самое происходило и среди импортеров. Только масштабы бедствия здесь оказались куда больше: за год с рынка исчезла почти половина негоциантов, завозящих алкоголь из-за рубежа. Причиной столь повального «мора» стал запрет на ввоз в Россию молдавского и грузинского алкоголя, на поставках которого специализировались более 150 компаний разного калибра. Разумеется, в числе погибших оказались главным образом мелкие структуры, хотя досталось и тем, кто до кризиса оказывал заметное влияние на рынок в целом. Так, например, прекратил свое существование «Мегатис», а другой крупный оператор «Дриада» распался на пару десятков небольших предприятий.

В то же время в течение 2007 года в России появилось большое количество новых импортеров, которые стали интенсивно занимать нишу, ранее занимавшуюся продукцией Грузии и Молдавии. Упор был сделан на привоз малобюджетных вин из Болгарии, Венгрии, Румынии, Испании и Нового Света. В связи с этим рынок 2007 года стал более конкурентным и цивилизованным, что незамедлительно отразилось на качестве продукции, уровне клиентского сервиса и способах продвижения алкоголя. В частности, многие участники выставки «Продэкспо-2008» отметили существенное улучшение дизайна бутылок.

Анамнез. В целом же российский алкогольный рынок пребывает в стагнации. Например, выпуск водки и ЛВИ уже восемь лет находится в пределах 130–135 млн дал в год и нет никаких особых предпосылок, что показатели 2008 года выйдут за эти пределы.

По единодушному мнению экспертов постоянным остается и совокупный объем рынка, включающий в себя все возможные виды продукции – легальную, нелегальную заводскую, кустарную и суррогаты. Мнения аналитиков расходятся лишь в оценке этого совокупного объема – называются показатели от 200 до 283 млн дал ежегодно. Причина столь значительного разброса заключается в различии методик оценки величины потребления «подпольного» спиртного.

Что касается потребительских предпочтений россиян, то в 2007 году они складывались следующим образом. Водка и ЛВИ немного сдали свои позиции – их стали пить на 0,8% меньше, чем в 2006-м. Значительно вырос интерес к экзотическим крепким спиртным напиткам (виски, джин, текила, ром и т. д.) – если в докризисном 2005 году россияне употребляли от силы по 30 грамм экзотики на душу населения в год, то в прошлом году этот показатель вырос до 130 грамм.

По сравнению с 2005-м примерно на 15% выросло потребление вина (с 6,5 до 7,3 литра на душу населения в год). Зато, по оценкам Минздравсоцразвития, более чем на 20% уменьшился интерес к суррогатам (с 2,4 до 1,9 литра).



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Вильям Джеймс

Самое большое открытие моего поколения - это то, что человеческая раса может изменить свою жизнь, меняя лишь свою точку зрения.

 

Сделать стартовой