Сошлись в цене ( газета РБК daily, 1 февраля 2008 )
Сошлись в цене ( газета РБК daily, 1 февраля 2008 )
Социальные продукты до мая будут продаваться по себестоимости на 28 января
Дарья Черкудитова, Мария Соловиченко
Вчера в Министерстве сельского хозяйства производители продуктов питания и представители розничных сетей подписали договор, продлевающий действие соглашения от 24 октября 2007 года об установлении предельно допустимых цен на отдельные категории продуктов. Компании условилось зафиксировать цены на уровне себестоимости продукции на 28 января 2008 года и держать их до 1 мая. В результате социально значимые продукты подорожают в среднем на 6—9%. Экономисты предупреждают, что по окончании действия договора Россию ждет скачок инфляции.
Новое соглашение подписали те же участники, что и в прошлом году, а именно девять розничных сетей, входящих в АКОРТ, Молочный союз России, Масложировой союз России и Росптицесоюз. Среди компаний, принявших соглашение, в частности, ритейлеры X5, Auchan, Metro и производители «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», Bunge, WJ. Соглашение регламентирует цены на следующие категории продуктов: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, масло подсолнечное и куриные яйца. Торговая наценка на эти виды продуктов не должна превышать 10%.
По словам руководителя отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry Оксаны Токаревой, функцию контроля за исполнением соглашения взял на себя Минсельхоз. Говоря о финансовых потерях сети Metro Cash & Carry, г-жа Токарева отметила, что они «минимальны». При этом она пообещала, что наценку в 10% сеть сохранит и на другие «социально значимые категории продуктов питания, не попавшие под действие договора».
Однако производители настроены более скептично — они считают, что их потери будут довольно значительными, несмотря на уступки со стороны Минсельхоза и повышение предельно допустимой цены. Генеральный директор компании WJ Алексей Коломин подсчитал, что с 28 января по 1 мая себестоимость нерафинированного масла «Милора», занимающего в выручке компании 10% и попадающего под соглашение, увеличится на 20%. Однако до мая цена на эту позицию в рознице должна быть не более 53 руб. (такова себестоимость 1 л нерафинированного масла на 28 января).
Экономисты считают, что после окончания действия договора скачок цен неизбежен. «Такого рода меры по кратковременному сдерживанию инфляции приводят к более высокой инфляции в дальнейшем. Это временная мера, которая позволяет либо дождаться улучшения ситуации на мировом рынке, чего, по прогнозам, произойти не должно, либо применить более ощутимые меры, такие как укрепление рубля, стерилизация денежной массы и прочие», — комментирует главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик. По его прогнозам, инфляция в 2008 году может составить 10,6%.
В то же время, по мнению Николая Власенко, председателя совета директоров торговой компании «Виктория», не подписавшей соглашение, договор никак не скажется на экономической ситуации в стране и не повлияет на финансовые показатели участников: «Подпадающие под действие соглашения категории продуктов — убыточные, расходы на продажу этих товаров не окупаются, и наценки на них всегда минимальны, поскольку ритейлеры в продаже этих продуктов исходят не из экономики бизнеса, а из конкурентной ситуации на рынке между собой».