Х5 составит конкуренцию Metro (газета "РБК daily", 7 сентября 2007)
Х5 составит конкуренцию Metro (РБК daily)
Ритейлер присматривается к сегменту cash & carry
7 сентября 2007
Дарья Черкудинова
Крупнейшая российская компания розничной торговли X5 Retail Group может освоить новый для себя формат. Как заявил вчера главный исполнительный директор компании Лев Хасис, компания сейчас изучает формат cash & carry. Если X5 займется развитием магазинов мелкооптовой торговли, в активе компании будут присутствовать все существующие форматы ритейла — дискаунтер, супермаркет, гипермаркет и cash & carry.
Х5 Retail Group образована в мае 2006 года путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». По итогам первого полугодия 2007 года группа включала 539 собственных «Пятерочек» и 170 «Перекрестков». На условиях франчайзинга работали 591 «Пятерочка» и 10 «Перекрестков». Чистая выручка X5 за 2006 год составила 3,55 млрд долл., чистая прибыль — 103 млн долл.
Главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис заявил РБК daily, что компания изучает рынок и возможности формата cash & carry, однако пока никаких конкретных решений не принято. «Возможно, мы откроем пилотный магазин и проверим эффективность данного формата», — добавил он. Ранее в интервью РБК daily г-н Хасис отмечал, что «мультиформатность в условиях растущего рынка имеет преимущество над моноформатностью».
Аналитики и участники рынка отмечают, что с открытием магазина cash & carry Х5 будет присутствовать во всех сегментах ритейла. Однако они разошлись во взглядах на перспективность сегмента мелкооптовой торговли. «По сути, этого формата в России еще не существует. У нас есть только один игрок на этом поле — компания Metro Сash & Сarry. У этого формата нет целевой аудитории», — убежден владелец продуктовых сетей «Гастрономчикъ» и «Миллениум» Дмитрий Потапенко. С ним согласен Игорь Николаев, директор по развитию сети «Виктория», которая имеет один магазин мелкооптовой торговли в Калининграде: «Теоретически этот формат рассчитан на малый и средний бизнес, то есть, например, на продуктовые палатки. Но розница активно вытесняет этих игроков. Получается, что в качестве целевой аудитории остается только сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе)».
Тем не менее опыт сети Metro, в которую на данный момент входит более 30 магазинов в различных регионах России, показывает, что спрос на мелкооптовые партии все же есть. «Целевая аудитория — это не только малый и средний бизнес, но еще и различные офисы и организации, которые закупают для сотрудников канцтовары, продукты», — объясняет аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. С ее точки зрения, на рынке есть место для многих сетей формата cash & carry.
По мнению Игоря Николаева, cash & carry может стать своеобразной страховкой для Х5 при развитии сети гипермаркетов. Вчера Лев Хасис объявил, что в 2008 году компания откроет три-четыре гипермаркета под рабочим названием Frank, первый из них появится в Москве. Г-н Николаев считает, что в тех регионах, где есть возможность открыть гипермаркет, но нет уверенности в достаточном товарообороте, компания может открывать магазины формата cash & carry. «Если в стандартный гипермаркет площадью 10 тыс. кв. м придется вложить 10—15 млн долл., то такой же по площади сash & carry обойдется примерно на 30% дешевле за счет более простого оборудования и отделки», — пояснил он.