Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Отыграемся на йогуртах! (журнал "Эксперт online", 25 октября 2007)

Отыграемся на йогуртах! (Эксперт online)

Вчера Минсельхоз, ритейлеры и производители продуктов питания подписали соглашение, замораживающее цены на ряд товаров до 31 января 2008 года. Мера неплохая: она, возможно, снизит социальное напряжение. Но инфляцию она не остановит. Фиксацию цен на некоторые продукты производители компенсируют ростом цен на другие товары. А производство социально значимых «дешевых» товаров может сократиться. Для решения проблемы нужно стимулировать инвестиции в производство сырья.

25 октября 2007

Екатерина Шохина

Из ритейлеров соглашение подписали «Ашан», «Билла», «Гроссмарт», «Лента», «Копейка», «Мосмарт», «Метро кэш энд керри», «Реал», X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»). Из производителей – «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Солнечные продукты», «Юг Руси», Росптицесоюз и Молочный союз. Президент группы «Букет» Владислав Буров подписал соглашение от лица участников Масложирового союза: не только «Солнечных продуктов» (входят в «Букет»), но и «Юга Руси», Bunge, «Эфко», «Астона», группы WJ.

Подписавшие соглашение компании обязуются зафиксировать, соответственно, отпускные и розничные цены, сложившиеся на 15 октября. Кроме того, сети обязуются установить торговую наценку не более 10% на эти продукты. Соглашение касается хлеба черного и белого, молока не менее 1,5% жирности, кефира не менее 1% жирности, масла подсолнечного и яиц.

Напомним, что цены на продовольственные продукты начали резко расти с августа. По данным Росстата, в сентябре в России наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло (на 13,5%), пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог различной жирности (на 7,4−7,5%). Всего же за год рост цен на некоторые виды продуктов питания, по наблюдениям потребителей, выросли на 40−80%.

На первый взгляд кажется, что производители пошли на большую жертву. «Эта мера поставит производство данных видов продуктов на границу рентабельности, а то и за границу», – сказал «Эксперту Online» представитель «Юнимилка» Павел Исаев. К тому же, как сегодня стало известно, инвесторы негативно отнеслись к подобной акции. На Нью-Йоркской фондовой бирже акции «Вимм-Билль-Данна» упали более чем на 3%. «Мы движимы защитой потребителей. Мы большие компании, а значит, и социальные обязательства у нас большие», – объяснила этот поступок член правления «Вимм-Билль-Данна» Марина Каган.

В то же время вряд ли производители продуктов так уж сильно пострадают. Как отмечает Каган, цены зафиксированы на те продукты, оборот которых составляет всего 5% от общего объема производства. К тому же заморозка цен прошла на их пике. «В начале осени цены на сырье росли бешеными темпами – на молоко, например, на 2 рубля в неделю, сейчас ситуация стабилизировалась – цены на сырье растут, но гораздо более низкими темпами», – отмечает Исаев. То есть если бы рост цен на конечную продукцию и был, то не такой, как в сентябре-октябре. Плюс к этому производители не скрывают, что компенсируют заморозку ростом цен на другие продукты, прежде всего сегмента премиум, отмечает Каган. «Также мы будем работать над сокращением издержек в производстве, отменим некоторые из запланированных акций-промоушнов», – говорит Каган.

Ритейлеры тоже не сильно пострадают. Замгендиректора сети «Мосмарт» Семен Слуцкий считает, что особенного ущерба эта мера сети не нанесет: «Есть ведь и другие продукты, на которых можно зарабатывать деньги. А в товарах, о которых шла речь, маржинальность изначально низкая».

В то же время, полагают эксперты, эта мера вряд ли окажет хоть какое-то стабилизирующее действие на инфляцию. «Это скорее PR-акция, – высказал свое мнение «Эксперту Online» эксперт Центра развития Сергей Смирнов. –Заморозка цен на отдельные продукты, возможно, и снизит некоторую социальную напряженность, но на индекс потребительских цен влияния не окажет. Скорее всего, производители снизят выпуск этих социальных продуктов, увеличив производство других, на которые они смогут повышать цены. И это нормально, поскольку и производителям, и торговцам выгодно продавать более рентабельную продукцию».

Производители также считают, что таким образом в корне проблему роста цен на продукты не решить. «У нас проблемы с сырьевой базой. Несмотря на то что мы занимаем лидирующие позиции по производству молока, лишь 40% его идет в промышленную переработку», – говорит Исаев. Инвестиций в производство не хватает. «Мы, производители, со своей стороны помогаем сырьевикам – предлагаем им программы по лизингу, даем микрокредиты, но этого недостаточно. Требуются большие, длинные инвестиции в закупку скота (срок окупаемости их не менее семи лет)», – говорит Исаев.

В принципе рост цен на сырье в мире дает сырьевикам хорошую прибыль, которая может пойти на инвестиции и уже идет. Но правительство могло бы подтолкнуть инвестиции, облегчив финансовую, логистическую жизнь аграрного сектора, создавая инфраструктуру, оказывая помощь в решении кадровых проблем. Ведь инфляция в стране не из-за того, что денег много, а из-за того, что инвестиций мало.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Леонард Левинсон, сатирик

Работа – лучшее, что у нас есть, поэтому нужно всегда оставлять хоть немного на завтра.

 

Сделать стартовой