Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Бензин на грани (журнал "Эксперт online", 31 октября 2007)

Бензин на грани (Эксперт online)

Из-за высоких мировых цен на нефть и ремонта многих российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в октябре подскочили оптовые цены на бензин. Однако эксперты считают, что к росту розничных цен в ближайшей перспективе это не приведет. Зато в среднесрочной, учитывая рост потребления и отсутствие новых НПЗ, бензиновые цены могут не обрадовать потребителей.

31 октября 2007

Екатерина Шохина

В последнее время СМИ наперебой обсуждают рост цен на бензин. Однако пока розничные цены в большинстве российских регионов не изменились. «Эксперт Online» решил выяснить, что же будет с ценами в ближайшее время.

«Динамика предыдущих лет показывает, что осенью спрос снижается. В результате этого на оптовом рынке цены как правило остаются либо стабильными, либо падают, – говорит аналитик информационного центра «Кортэс» Людмила Лурье. – Но в этом сезоне ситуация складывается по-другому. Оптовый бензин в период с 13 сентября по 26 октября подорожал в среднем на рубль. Так, АИ-92 с 19,014 рубля вырос в цене до 20,135 рубля, АИ-95 – с 22,213 подорожал до 23,090 рубля. Причин роста несколько. Во-первых, высокие мировые цены на нефть. Для нефтяников, даже несмотря на высокие таможенные пошлины, экспортная альтернатива (как сырой нефти, так и нефтепродуктов) предпочтительнее, чем поставки на внутренний рынок. Во-вторых, в октябре НПЗ встали на плановые ремонты. Это происходит из года в год – в период пониженного спроса заводы ремонтируются, и это не приводит к дефициту бензина. Но в нынешнем году, как раз в этот период нефтяники увечили экспорт, что привели к дефициту нефтепродуктов".

Более других регионов пострадала Московская область. В октябре московский НПЗ встал на плановый ремонт, были проблемы на рязанском заводе, сократилась прокачка на ЛПДС «Володарская», которая обеспечивает почти весь московский регион. Компания «Газпромнефть» также не выставляла на тендер объемы. В связи с этим рынок Московской области оказался оголенным. В результате выросли не только оптовые, но и розничные цены. Так, в Московской области АИ-92 в рознице за неделю с 22 по 26 октября подорожал на 50 копеек, АИ-95 – на 1 рубль, а у дизельного топлива максимальное повышение составило 1 рубль 70 копеек.

По мнению Лурье, оптовые цены на бензин продолжат расти. «С 1 декабря повышаются таможенные пошлины на нефть до 275,4 долларов за тонну, на светлые нефтепродукты – до 197,8 долларов за тонну. Цена на нефть на внутреннем рынке с поставкой на ноябрь выросла в среднем на 12% – до 8 300 рублей за тонну. Этот рост обусловлен ростом мировой цены на нефть. Цена на URALS идет в привязке к мировой цене за счет налогов. Экспорт, даже несмотря на высокие пошлины, остается привлекательным. Поэтому нефтяники будут стремиться увеличить объемы экспорта, что снизит поставки на внутренний рынок. Это все является факторами роста цен на бензин.

Между тем, аналитики не ожидають сильного роста розничных цен. Во-первых, большинство российских НПЗ заканчивают плановый ремонт в ноябре. Во-вторых, велика вероятность, что крупные вертикально интегрированные компании по поручению «сверху» розничные цены заморозят.

И действительно, сегодня Московская топливная компания (МТК) объявила мораторий на повышение розничных цен в своей сети. В пресс-службе «ЛУКойла» отметили, что уже имеют опыт введения моратория на розничные цены на топливо. ««ЛУКойл» в прошлые годы уже вводил два раза мораторий на цены: в первый раз мы это делали в одиночку, второй раз – совместно с рядом других крупных нефтяных компаний», – сообщил представитель компании. «Сейчас мы следим за конъюнктурой рынка, пока цены на топливо в московском регионе стабилизированы, – подчеркнул он. – Анонсировать что-либо мы не будем».

Глава Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша также не думает, что розничные цены поползут вверх. «В последние два дня отмечается стабилизация оптовых цен, – говорит он. – Ранее в московском регионе наблюдался значительный разрыв в ценах на топливо, и сейчас происходит просто выравнивание розничных цен по верхней границе, что может быть воспринято потребителями как их повышение».

По словам Аркуши, единственный вид топлива, который может подорожать в ближайшее время, – это дизтопливо. «Это связано с переходом на зимнее дизельное топливо, которое дороже летнего», – пояснил Аркуша.

Так что пока потребителям бензина бояться нечего. Пострадать могут лишь независимые АЗС. Они не смогут повышать цены, так как в этом случае не выдержат конкуренции с нефтяными компаниями. В результате АЗС будут лишены большой части своей прибыли.

В перспективе же рост цен неминуем, поскольку потребление увеличивается, а новых НПЗ не появляется. В этом случае бороться с повышением цен на бензин можно было бы, снижая налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина (в первую очередь речь идет об обнулении акциза и НДС — в сумме это примерно 30% от розничной стоимости бензина), способствуя приходу инвестиций в НПЗ – например, обнулением импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, постепенно повышая экспортные пошлины на качественные моторные топлива вплоть до запретительных.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Чарлз Диккенс

Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой.

 

Сделать стартовой