Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Антикризисный тур ( журнал Эксперт Online, 8 декабря 2008 )

Антикризисный тур ( журнал Эксперт Online,  8 декабря 2008 )

Кризис затронул и туристическую отрасль. Спрос на турпродукты начал сокращаться. Однако глобального снижения цен в результате не последует, зато туристам надо быть внимательными с выбором туроператора – в будущем году часть из них может стать банкротами. Такой прогноз в интервью «Эксперту Online» дал гендиректор туркомпании DSBW-TOURS-КОНТИНЕНТ (специализируется на турах в Европу) Карен Гончаров.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

-Как Вашу компанию затронул кризис? Чувствуете ли Вы изменение или сокращение спроса? Как отразится на Вашей компании увеличение процентных ставок по кредитам ?

Банковскими кредитами мы не пользовались – хватало оборотных средств, поэтому проблем с кредитованием у нас сейчас нет. Спрос на туры сокращается. По нашей компании он сократился с сентября по декабрь в целом на 10%, при этом, по разным сегментам и на разные даты по-разному. Сейчас на рынке ситуация примерно такая: потенциальных клиентов на новогодний сезон достаточно много (на наш сайт в прошлом году заходило 2−2,5 тысяч человек в день, сейчас 4,5 тысячи), но многие ждут обвала цен и достаточно вяло бронируют. Клиенты считают, что из-за недостатка спроса перед Новым годом туроператоры резко снизят цены.

В отличие от прошлого года, когда к 1 декабря почти все туры на Новый год были проданы, в этом году предложения у туроператоров в середине декабря еще есть. По визовым странам продажи будут идти на Новый год и особенно на Рождество (в зависимости от работы конкретного консульства) примерно до середины декабря и мы частично наверстаем упущенное (хотя некоторые консульства уже не берут документы после 10 декабря). В 2009 году мы ожидаем сокращения туристического рынка в сегменте экскурсионных туров по Европе примерно на 10% — 15%.

 

— Так стоит ли ждать снижения цен?

— Не думаю. Возможно, кто-то будет «гореть» и отчасти снизит цены, но это не будет носить масштабный характер. На Новый год, в отличие от летнего сезона, у туроператоров более гибкие договоры с авиаперевозчиками. Если мы видим, что спрос меньше запланированного, мы можем вместо машины на 220 кресел поставить борт на 150 или 120 кресел, безболезненно отказавшись таким образом от избытка мест. То есть, если спрос сократился на 15%, это не значит, что 15% туров будут проданы по «горящим» ценам.

Появляются и спецпредложения, но более низкие цены на некоторые туры связаны с более дешевыми отелями, отказом от части экскурсий и т.д. Существенно снижать цены без изменения содержания и качества турпродукта в долгосрочной перспективе невозможно, так как иначе туроператорский бизнес станет вообще нерентабельным. В стоимость тура входит комиссия агентствам и собственно маржа туроператора. Агентства в среднем получают 10% комиссии, из которой дают скидки своим постоянным клиентам. Туроператору остается как правило от 7 — 12%. Это гораздо меньше, чем в общем по ритейлу. На массовых направлениях – Турция и Египет и т.д. маржа туроператора еще меньше.

 

-Следующий год прогнозируют очень тяжелым. Сокращение персонала в компаниях и зарплат не будет способствовать поездкам за рубеж. Что вы будете делать в данной ситуации?

— Будем сокращать собственные издержки, а также незначительно сокращать предложение. Хотя я думаю, что многие любители путешествий будут покупать в следующем сезоне путевки, более тщательно выбирая предложения, иногда отдавая предпочтение более экономичным вариантам. Тяжелее всего придется операторам, работающим на каком то одном или двух массовых направлениях. В нашей компании бизнес диверсифицирован — много направлений разных ценовых категорий (всего более 500 туров), собственный автобусный парк, свой офис. Поэтому мы прогнозируем умеренное снижение объемов в следующем году. Ну и разумеется роста рынка, отмечавшегося в предыдущие годы – 20−30% в год, мы уже не увидим.

 

— Очевидно, что в этой ситуации выжить смогут немногие. Ожидается ли консолидация рынка, слияния и поглощения?

— Большинство туроператоров останется на рынке, пусть и с изменившимися объемами и долями в разных сегментах. Многие создавали свои компании с нуля и будут за них бороться до конца. А проблемы скорее вылезут у тех, у кого они были и до кризиса из-за малой эффективности, которая себя не проявляла в условиях постоянно растущего рынка. Слияния и поглощения вряд ли будут носить массовый характер. Покупки туристического бизнеса совершались в условиях роста и в основном иностранными операторами. Сейчас вряд ли кто-то кого-то захочет покупать чужой бизнес, тем более, что туристический бизнес зачастую бывает непрозрачен. Понять финансовые параметры, обязательства той или иной компании очень трудно, поэтому можно купить «кота в мешке». Кроме того активы турфирмы в основном нематериальные. Что вы покупаете вместе с туристической компанией? Клиентуру? Но она в период кризиса может сократиться в неопределенных размерах. Квалифицированных менеджеров? Но они и так есть сейчас на рынке. Каких-то уникальных технологий в туризме, которые бы стоило бы покупать, тоже нет.

 

-Значит, на рынке будут банкротства?

-Будут, как и в других отраслях — не больше и не меньше. Прежде всего, в зоне риска окажутся те, кто в последнее время «заигрался» с увеличением доли рынка, вложив много денег (в том числе и заемных) в какое-то направление в надежде «отбить» их через год-два, а сейчас это направление просело.

 

– Есть ли у вас антикризисный план? Какие издержки сокращаете?

– Мы много тратили на интернет и телефонию. Сейчас эти затраты корректируем. Также сокращаем рекламу. До кризиса мы тратили больше 500 тыс. евро на рекламу в год. Сейчас планируем ее сократить в два раза. Число клиентов при этом сильно не уменьшится – процентов на 5 только. В минус никого отправлять уже не будем. Никаких увольнений мы в связи с кризисом не планируем.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джим Рон

Кто-то руководит, а кто-то служит. Или вы управляете днем, или день управляет вами; или вы управляете бизнесом, или бизнес управляет вами.

 

Сделать стартовой