Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Алкоголь вырастет в наших глазах ("Бизнес-журнал online", 16 октября 2007)

Алкоголь вырастет в наших глазах (Бизнес-журнал online)

16 октября 2007 года

Вера Колерова .

Цены на алкоголь к концу этого года, как прогнозируют эксперты, вырастут на 15–20 процентов по причинам естественного и противоестественного происхождения. К первым относятся плановое повышение акцизов, общее подорожание зерна и т. д., а ко вторым — очередная инициатива законодателей в области маркировки алкогольной продукции.

Из чего будет складываться рост цен? «Прежде всего это отчасти плановое ежегодное подорожание. Вспомним «историю»: если бутылка водки в 2000 году стоила 32 рубля, то в 2007-м — уже 68–70 рублей. В прошлом году была принята программа повышения акцизов на 2008–2010 годы на 20% (в среднем на 7% в год) — 4–5 рублей на бутылку водки в год. На два–три рубля цена водки вырастет из-за повышения оптовых цен на зерно. Однако это не слишком существенный фактор, потому что в бутылке водки спирт стоит около пяти рублей, — объясняет «Бизнес-журналу онлайн» механизм грядущего подорожания Вадим Дротиз, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР). — Плюс общее подорожание продуктов (прибавляем рубль минимум ко всему алкоголю). Потом — установка нового оборудования по утилизации отходов спирта (подорожание водки на один рубль). А если примут законопроект о двух акцизных марках, то с 1 января 2009 года алкоголь подорожает еще на два рубля, а каждая бутылка водки — еще на пять рублей из-за роста акцизов».

Спорный законопроект о новом порядке маркирования алкогольной продукции подготовили депутаты Госдумы Медведев и Лихачев. Акцизную марку предлагается разделить на две части и наклеивать их на «туловище» бутылки и на горлышко — чтобы исключить возможность повторного использования тары производителями суррогатного алкоголя. Если закон будет принят, то вступит в силу он с 1 января 2009 года. (Сегодня стало известно, что Госдума приняла этот законопроект в первом чтении.) Напомним, что смена порядка маркировки продукции на алкогольном рынке — весьма частое явление, происходящее едва ли не каждые два года. Ощущение такое, что депутатам алкогольная тема изрядно туманит голову. На этот раз нововведение призвано исправить ошибку двухлетней давности, когда законодатели увеличили количество информации, располагающейся на акцизной марке, вследствие чего она стала больше, перестала помещаться на горлышке бутылки и «сползла» вниз.

Что в этой ситуации беспокоит участников рынка? Во-первых, неизбежные расходы предприятий, которым придется приобретать новое оборудование. По сведениям Вадима Дротиза, 600 заводов должны будут закупить в общей сложности три тысячи аппаратов. «Вторая марка будет стоить полтора рубля за единицу. На рынок в целом лягут расходы в 15 миллионов долларов. Каждой компании это обойдется в четыре–пять тысяч долларов. Это в принципе популистское, предвыборное решение. Мол, мы боремся с фальсифицированной водкой, наклеивая марки. На самом деле «оборотную» тару используют не так часто, это 1–2 процента рынка», — утверждает он.

Во-вторых, закон устанавливает срок, в течение которого разрешается оборот продукции, маркированной по «устаревшим» правилам: для прошедшей эту процедуру до 31 декабря 2008 года — по 30 июня 2010 года, ввоз импортной продукции — по 31 июня 2009 года, оборот импортной продукции — по 30 июня 2010 года. Достаточно ли времени операторам рынка «отпущено» на реализацию маркированной «по старинке» продукции? Алексей Сущев (импортер вина «Амфора») считает, что нет: длина торговой цепочки, ведущей от производителя к потребителю, не позволит избежать убытков. Торговые сети и магазины просто перестанут принимать продукцию со старыми марками уже за несколько месяцев до окончания срока. «Почему бы регулятору, раз уж он постоянно меняет правила игры, допускает ошибки и исправляет их, как в случае с марками, не позволить предприятиям реализовывать продукцию с «устаревшими» марками бессрочно?» — задает он резонный вопрос.

Что касается импортного алкоголя, то здесь в дополнительных акцизных марках, по мнению Андрея Сущева, нет никакой необходимости, ведь случаи подделки импортных вин крайне редки. Да и с отечественным не все так просто. «Возьмем, к примеру, водку «Абсолют». У нее бутылка достаточно сложной формы. Это сколько же нужно собрать таких бутылок, чтобы производить фальсификат в сколько-нибудь значительном масштабе? А применительно к текиле это и вовсе нелепо — слишком уж сложно изготовить такой напиток».

Импортный алкоголь будет дорожать и по другим причинам. Прежде всего из-за роста евро. Кроме того, по словам Андрея Сущева, стоит ожидать 15-процентного (по приблизительным подсчетам) роста стоимости виски, из-за неурожая ячменя и повышенной покупательской активности Индии и Китая. Операторы рынков упомянутых стран скупали в этом году виски на розлив, огромными партиями, напуганные обещанием правительства повысить налогообложение импорта алкоголя чуть ли не на 50 процентов. В итоге возник дефицит этого напитка.

Еще одна причина общего роста цен на алкоголь — необходимость установки нового оборудования для утилизации отходов спирта, т. н. барды, с 1 января 2008 года. Это «удовольствие» во имя повышения экологичности производства обойдется каждому предприятию в полтора миллиона долларов.

Есть и объективные факторы, влияющие на рост цен: подорожание зерна, общие инфляционные процессы, рост цен на основные продукты питания. И, в конце концов, акцизы и, соответственно, цены растут просто потому, что так задумано. Такова акцизная политика государства, которая вызывает порой немало вопросов. «Это заводит рынок в тупик, — возмущается Вадим Дротиз. — Ведь нелегальная продукция не дорожает. Зачем повышать акцизы? Просто потому, что в один момент нужно собрать больше денег? Легальный алкогольный рынок из-за этого 10 лет не растет в объеме. Зато нелегальный — ширится. Чтобы торговать на экспорт, у наших предприятий нет денег, а внутри страны из-за высоких цен развиваться невозможно». 

А вот Андрей Сущев менее пессимистично оценивает ситуацию, полагая, что на фоне повышения стоимости основных продуктов почти на 50 процентов подорожание алкоголя рядовой потребитель не слишком-то заметит. Между тем уже звучат отдельные заявления о том, что повышение цен на крепкий алкоголь отвратит россиян от излюбленной национальной забавы. Дескать, меньше будут пить водку. Так, директор представительства СУАР России в УрФО Александр Каштанов выразил, как пишет «Накануне.Ру», мнение о том, что «повышение цен на крепкий алкоголь действительно может иметь положительные последствия для россиян. Жители России, в частности Свердловской области, от употребления крепких напитков смогут постепенно переходить на вина, как в Европе».

Что ж, благостная картина. Вот только реальная ли? Или все получится, как в бородатом анекдоте, который по этому случаю весьма кстати вспомнил Вадим Дробиз: «Водка подорожала. Мальчик спрашивает у отца: «Пап, ты теперь будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть». 

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Виктор Гюго

Худшее не может быть оправданием плохого.

 

Сделать стартовой