Россия загружается ноутбуками (сайт gazeta.ru, 19 октября 2007)
Россия загружается ноутбуками (gazeta.ru)
Продажи компьютеров в мире в третьем квартале 2007 года выросли на 15,5%. В России рост рынка выше – в первую очередь, за счет ноутбуков. По мнению экспертов, по оснащенности ноутбуками мы отстаем от развитых стран на два года.
19 октября 2007
Тимур Мухаматулин, Павел Лебедев
Продажи персональных компьютеров (ПК) в третьем квартале 2007 года выросли на 15,5%. Такие данные приводятся в отчете международного аналитического агентства IDC. Правда, в июле 2007 года аналитическое агентство Gartner прогнозировало годовой рост на 11,1%. По информации, которую приводят аналитики IDC, этот рост был обеспечен, главным образом, за счет развития рынка в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
В отчете IDC говорится, что общий рост рынка основывается на увеличивающемся секторе ноутбуков, однако точных данных там не приводится.
При этом Gartner прогнозировал рост в этом сегменте на 27,1%, – почти в 9 раз больше, чем у стационарных компьютеров.
Сейчас, по данным экспертов, мировым лидером на рынке ПК, как и год назад, остается Hewlett Packard. Его доля составляет 19,6%. Второе место у Dell, который занимает 15,2% рынка. На третьем месте остался китайский производитель Lenovo – 8,2%, четвертым оказался тайваньский Acer – 8,1%. По данным Gartner, лидеры рынка те же, а Acer обходит Lenovo (8,1% против 8%).
В отчете не приводится специальных данных по России, однако отмечается, что рынок ноутбуков активно развивается в странах Центральной и Восточной Европы.
Этот рост, по мнению IDC, объясняется целым рядом факторов: ростом доходов потребителей в развивающихся странах, относительно небольшим проникновением компьютеров на душу населения, снижением цен и борьбой мировых компаний за новые рынки. Подобная тенденция будет сохраняться до 2009–2010 года, говорится в отчете IDC. По мнению российских аналитиков, опрошенных «Газетой.Ru», не все эти факторы действительно работают в России. Так, управляющий партнер агентства IT-Monitoring Александр Панько отмечает, что борьба вендоров за рынки наблюдается лишь в сегменте ноутбуков.
«Производители стационарных машин пока мало внимания уделяют ритейлу», – сказал Панько. Кроме того, отметил он, показатель номинального проникновения компьютеров в России приближается к 100%. «Поэтому главный фактор роста рынка сегодня – это обновление парка, которое продолжится еще несколько лет», – считает Панько. С ним не соглашается аналитик IT Research Дмитрий Шульгин. По его данным, проникновение компьютеров в России пока не так велико, как в странах Евросоюза и Америки.
«По ноутбукам мы вообще отстаем года на два», – замечает аналитик.
Кроме того, по мнению Шульгина, нельзя не отметить влияние дополнительных факторов: приход крупных ритейлеров в регионы и распространение потребительского кредитования.
Также Шульгин считает, что крупнейшие мировые бренды – за исключением Lenovo – начали настоящий штурм российского рынка стационарных компьютеров. «На рынок активно продвигаются Hewlett-Packard и Dell, старается не отставать от них Acer», – говорит Шульгин. По его данным, их общая доля в этом сегменте российского рынка достигла 8%, и она будет расти и далее. По его прогнозу, уже через несколько лет эти компании займут существенную часть рынка. «Это уже произошло на рынке ноутбуков, где российские производители оттеснены на второй план», – говорит Шульгин.
Ритейлеры подтверждают правоту аналитиков. Так, по словам представителя розничной компании Klop-Top, пожелавшего остаться неназванным, продажи ноутбуков растут быстрее, чем стационарных ПК. «Иностранные бренды на этом рынке популярнее российских», – заметил собеседник «Газеты.Ru». Однако продавцы сдержанно оценивают рост рынка в целом. Так, по данным коммерческого директора KNS Digital Solutions Игоря Тупицына, заметного роста продаж не наблюдается. «Также стабильно и соотношение ноутбуков и стационарных машин – примерно 50 на 50», – говорит Тупицын.
Тем не менее, аналитики сохраняют оптимизм, оценивая перспективы российского рынка. По данным Панько из IT-Monitoring, рынок растет больше, чем на 15,5%. «Более того, мы ожидаем сохранения темпов роста на протяжении ближайших 2–3 лет», – прогнозирует Панько. «До 2010 года рынок будет расти», – соглашается с ним Шульгин