Горючая точка ( журнал Эксперт online, 13 августа 2008 )
Горючая точка ( журнал Эксперт online, 13 августа 2008 )
Владивосток вот уже в который раз за последние месяцы страдает от обострения «топливной лихорадки». Самим по себе повышением цен на бензин и солярку никого уже не удивишь, однако в последнее время ситуация на розничном топливном рынке приморской столицы характеризуется некоторыми новыми (или хорошо забытыми старыми) чертами. Бензина попросту не стало.
Василий Авченко, автор «Эксперт Online»
В течение последнего года темпы подорожания ГСМ во Владивостоке (как, впрочем, и во многих других российских регионах) стали по-настоящему рекордными. Сразу же после декабрьских выборов в Госдуму цены на приморских АЗС поднялись примерно на 1 рубль за литр различных видов топлива, накануне нового 2008 года – еще на 50 копеек, а уже в январе – еще на 1 рубль. В апреле произошло очередное повышение цен (на этот раз на 1,5−2 рубля за литр), которое повторилось в конце июня – начале июля. К августу суммарное подорожание топлива во Владивостоке составило за семь-восемь месяцев около 30%.
Между тем Владивосток традиционно считается достаточно дорогим городом с точки зрения стоимости жизни и, в частности, цен на топливо (хотя ради справедливости надо сказать, что есть на Дальнем Востоке и даже в Сибири регионы и подороже). Сегодня ценовая картина на АЗС краевого центра складывается следующим образом: дизельное топливо стоит около 28−28,5 рубля за литр, как и самый ходовой бензин АИ-92 (это одна из особенностей текущего момента – раньше солярка всегда была ощутимо дешевле 92−го). За литр бензина АИ-95 просят в среднем 29,5 рубля, а цена высокооктанового АИ-98 уже вплотную подошла к 31−рублевой отметке.
На рынке Приморья «правит бал» нефтяная компания «Альянс» и ее местное подразделение «Приморнефтепродукт», имеющее самую большую сеть розничных заправок в крае. Помимо «Альянса», располагающего нефтеперерабатывающим заводом в соседнем Хабаровске, в Приморье поставляет топливо и «Роснефть» со своего завода в Комсомольске-на-Амуре. Остальные продавцы, которые не могут похвастаться схожим размахом, покупают свой товар либо у этих же производителей, либо на еще более отдаленных НПЗ (в самом Приморье соответствующих заводов нет). Несмотря на незначительные различия в ценах на конкретных АЗС, одновременность повышения цен сильно напоминает монопольный сговор, пусть даже негласного характера. Однако если, к примеру, в том же Хабаровском крае органы Федеральной антимонопольной службы РФ совместно с милицией в мае этого года добились возбуждения дела в отношении «Хабаровскнефтепродукта» (НК «Альянс») и «РН-Востокнефтепродукта» («Роснефть») по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в части антиконкурентных согласованных действий, то приморские антимонопольщики таких шагов, несмотря на многочисленные выступления местных правозащитников, пока не делают. Тем временем заместитель председателя Общества защиты автомобилистов Приморья и один из видных дальневосточных автодилеров Константин Шатоба уже заявил журналистам о кризисе продаж подержанных японских автомобилей, из-за которых бизнесменам на крупнейшем авторынке «Зеленый угол» приходится снижать цену. Он предположил, что это может быть связано именно с постоянным ростом цен на горючее.
Мало того. Если к перманентному повышению цен на топливо российские (и приморские, в частности) автомобилисты уже, кажется, привыкли, то на днях во Владивосток вернулся подзабытый с перестроечных времен призрак бензинового дефицита. Вот уже несколько дней на владивостокских заправках наблюдаются длиннейшие очереди, в основном за бензином АИ-92, который сегодня имеется не на всех АЗС города, несмотря на постоянный стабильный спрос. Официально представители нефтяных компаний это явление никак не комментируют. В неофициальных же разговорах специалистов разной степени компетентности высказывается несколько версий. Согласно одной из них, все дело в ремонтных работах на хабаровском заводе «Альянса». Согласно другой, проблема заключается в традиционно «понаехавших» в курортное Приморье в августе многочисленных туристах из Амурской области, Хабаровского края и даже Якутии. Наконец, по третьей версии, дефицит создается искусственно затем, чтобы морально подготовить потребителей к очередному (и еще более серьезному) повышению, в случае которого к концу текущего года цена литра бензина составит уже не 30, а все 50 рублей. Некоторые предприимчивые местные бизнесмены уже прикидывают, стоит ли им заняться поставками бензина из соседнего Китая: при сохранении имеющихся тенденций это скоро станет весьма прибыльным занятием. Здесь можно вспомнить, что в 90−е годы приморцы уже ездили на импортном японском бензине марки RON и очень хорошо о нем отзывались.
Ситуация не остается без внимания общественности. Во Владивостоке в последнее время прошло уже несколько акций протеста против дорожающего горючего. Определенные шаги предпринимают и органы представительной власти. Так, еще в июне Дума Владивостока приняла обращение к премьер-министру РФ Владимиру Путину о недопустимости дальнейшего роста цен на топливо, инициированное апрельским письмом жителей города в Думу. А вот принятие аналогичного обращения от депутатов краевого законодательного собрания, по всей видимости, затягивается до осени. Как считает инициатор этого обращения депутат Владимир Беспалов (руководитель фракции КПРФ в приморском парламенте), вопрос просто «заволокитили», хотя депутаты вполне могли принять соответствующее решение еще в июне – до наступления двухмесячных парламентских каникул. «Получилось очень некрасиво. Мы обсуждали вопрос о выделении дополнительных 1,2 млрд рублей на обеспечение закупок топлива для теплоподающих предприятий края в связи с резким ростом цен на мазут, дизельное топливо, уголь, – рассказывает Владимир Беспалов. – Но почему мы вынуждены выделять эти дополнительные средства и вгонять краевой бюджет в жесточайший дефицит, когда фактически здесь виновата политика государства? Правительство молча взирает на то, что цены на все виды нефтепродуктов уже достигли в нашей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей стране мирового уровня, при том что доходы наших граждан в семь, восемь и десять раз ниже, чем в Западной Европе или США. Поскольку это не наша вина, а внешний фактор, надо требовать от правительства и от президента принять меры к регулированию цен на нефтепродукты».
На 10 сентября во Владивостоке намечена очередная акция протеста против роста цен на горючее. Ее организатором выступает Приморский краевой комитет профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Но уже известно, что инициативу автопрофсоюза намерены поддержать ряд политических и общественных организаций. Кроме того, не исключено, что вопрос об упомянутом выше обращении к президенту и правительству будет поднят уже 20 августа на внеочередном заседании законодательного собрания Приморского края. Тем временем на популярных местных интернет-площадках некоторые горячие головы уже вовсю предлагают перейти к радикальным мерам вплоть до поджогов АЗС. Хотя и признают, что не в одних заправках тут дело.