Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Ветхий кабель за мешок золота ( журнал "Эксперт Online", 24 апреля 2008 )

Ветхий кабель за мешок золота ( журнал "Эксперт Online", 24 апреля 2008 )

Свыше полутора миллиардов долларов потратит Национальная медиа группа (НМГ) Юрия Ковальчука на выкуп у холдинга «Нафта» Сулеймана Керимова оператора «Национальные телекоммуникации» (НТК), второго по размеру игрока кабельного ТВ в России. Это не только самая крупная сделка на кабельном рынке, но и одновременно самая странная. Одной только надежды на бум интернета в России едва ли достаточно, чтобы вернуть столь масштабные инвестиции. Поэтому эксперты осторожно замечают, что сделка носит не совсем рыночный характер.

Сергей Скрипников, автор журнала «Эксперт»

Группа НТК была создана специально на продажу: в качестве основных активов сюда вошли 74% акций компании «Мостелесеть» (которой принадлежит крупнейший кабельный оператор Москвы «Мостелеком» с охватом свыше 3 млн квартир), кабельный оператор «Национальные кабельные сети» (занимающий второе место в России с 12% рынка), телекомпания «Санкт-Петербургское кабельное телевидение», московский интернет-провайдер «Корвет», а также оператор связи «Макомнет» (владеющий оптоволоконными сетями в московском метро). Всего несколько месяцев назад владельцы НТК думали про IPO, рассчитывая выручить от 300 до 400 млн долларов за 20% компании. Судя по всему, предложение НМГ оказалось даже лучше. За активы, собранные при существенно меньших затратах, «Нафта» Сулеймана Керимова получит очень серьезную премию.

По оценке источника «Эксперта Online», справедливая стоимость НТК – коэффициент 9, умноженный на показатель операционной прибыли EBITDA. В 2007 году EBITDA НТК – 120 млн долларов, следовательно, компания может стоить незначительно дороже 1 млрд долларов. По сведениям источника «Эксперта Online», близкого к сделке, за компанию было заплачено «более 1,5, но меньше 2 млрд долларов».

Как пишут «Ведомости», ссылаясь на оценки игроков рынка, в свое время 100% «Национальных кабельных сетей» обошлись «Нафте» всего примерно в 60 млн долларов, 74% «Мостелесетей» – в 80 млн долларов, провайдер «Корвет» – менее чем в 50 млн долларов, контрольный пакет «Макомнета» – примерно в 50 млн долларов. Итого – не более 250 млн долларов в течение нескольких лет. Еще 188 млн долларов НТК намеревались инвестировать к концу 2009 года в «Мостелеком», чтобы создать новую сеть для оказания услуг доступа в интернет и цифрового ТВ. Сколько из заявленной суммы уже потрачено, компания не раскрывает. Как бы то ни было, суммарная премия, полученная «Нафтой», – не ниже 1 млрд долларов.

Что касается НМГ, которая была образована банком «Россия» Юрия Ковальчука (54,96%), группой «Северсталь» (19,49%), «Сургутнефтегазом» (19,49%) и страховой группой СОГАЗ (6,06%), свои планы по поводу нового актива владельцы компании не раскрывают, а от прессы скрываются. Видимо, в том числе и потому, что никаких идей о перспективах интеграции контент— и телекоммуникационных активов у руководства НМГ нет.

В Национальную медиа группу, руководитель наблюдательного совета которой, кстати говоря, депутат Госдумы Алина Кабаева, сейчас входят каналы «Рен ТВ» и «Петербург – Пятый канал». Тенденция экспансии в смежные рынки – как со стороны телеиндустрии, так и со стороны телекома – действительно существовала и существует. Однако времена, когда производители контента стремились упрочить свои позиции на рынке доставки сигнала, давно ушли в прошлое. Как оказалось, индустрия проводной связи куда более сложна, чем кажется, вдобавок ко всему в последние годы она впала в стагнацию. Доступ в интернет и цифровое ТВ на поверку смог генерировать много денег, но маржинальность этого бизнеса оказалась невысокой. Из-за этого именно телеком-компании сейчас пытаются придумать что-то новое на рынке контента, чтобы повысить доходность. Однако до сих пор почти никому сделать это не удалось.

Эксперты отмечают, что основной по весу актив в НТК – именно «Мостелеком», с охватом более 3 млн московских квартир. «Мостелеком» передает жителям столицы телевизионный сигнал через устаревшую аналоговую кабельную сеть, доставляя в среднем около 15 телеканалов и получая за это от 30 до 50 рублей в месяц. По мере цифровизации кабельной сети «Мостелеком» надеется завоевать около 10% московского рынка доступа в интернет, набрав свыше 250 тыс. интернет-абонентов. Однако этим планам едва ли суждено сбыться: интернет-игроки Москвы уже давно поделили рынок. Лидеры – «Стрим», «Корбина», «Акадо», Net-by-Net и без того находятся в состоянии конкурентной войны, а их агрессивные ценовые акции меняют расстановку сил лишь на время, не оказывая долгосрочного влияния на пропорциональные доли игроков. Другой актив НКТ – региональный кабельный оператор НКС с сильными позициями в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске в развитии доступа в интернет также ушел недалеко. Вообще, по большей части сети всех региональных кабельщиков донельзя устарели, признают на каждом из своих профильных форумов директора кабельных компаний. Новые сети, цифровое ТВ, доступ в интернет – пока для них лишь красивые мечты и только. И пока кабельные компании раздумывают, обновлять или не обновлять свои сети, рынок доступа в интернет в регионах уже начали делить между собой другие игроки. Например, местные «Электросвязи» – «дочки» холдинга «Связьинвест» и альтернативные операторы – такие как «Корбина телеком» со своим проектом оптоволоконных сетей в 65 крупных городах России.

Получается, что НМГ приобрела группу компаний, у которых и правда есть неплохая перспектива, но реализовать ее будет крайне непросто. Особенно трудно будет сохранить темпы роста доходов НКТ, с учетом того, что конкуренция на рынке год от года все жестче, а сильного бренда у компании нет. На сегодня у НКТ есть только один потенциальный источник роста доходов, да и тот нерыночный. Недавно «Мостелеком» начал рассылать москвичам письма с извещением о том, что в их домах появилась возможность вещать уже не 15, а свыше 25 каналов, так что жители столицы автоматически переводятся [1] на тариф 95 рублей взамен 30−40. 3,5 млн домохозяйств при таком тарифе за год могут генерировать выручку свыше 150 млн долларов. Но едва ли это сильное утешение для инвестора, выложившего за группу с этим активом свыше 1,5 млрд долларов, не зная, что делать с новым бизнесом.

Возникает вопрос. Неужели топ-менеджеры НМГ не знали этих соображений при покупке компании? Думается, что отлично понимали. Значит, это была сознательная переплата, и не вся сумма досталась Сулейману Керимову.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Форд старший

Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором.

 

Сделать стартовой