Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Прощай, гордость Британии! ( журнал "Эксперт online", 26 марта 2008 )

Прощай, гордость Британии! ( журнал "Эксперт online", 26 марта 2008 )

Ford Motor Company подписала окончательное соглашение с индийской Tata Motors о продаже ей своих британских брендов Jaguar и Land Rover за 2,3 млрд долларов.

Мария Кривых, автор «Эксперт Online»

Сделку планируется завершить до конца следующего квартала. После этого Ford заплатит Tata около 600 млн долларов, которые пойдут в пенсионный фонд Jaguar Land Rover. Американский концерн также продолжит поставлять запчасти для Jaguar и Land Rover, а индийцы, в свою очередь, обязались придерживаться нынешних бизнес-планов компаний и выплатить долги американцев служащим Jaguar и Land Rover. Кроме того, Tata пообещала, что не закроет британские заводы в Солихалле, Касл-Бромидже и Хелвуде, где работают 13 500 человек, и не будет проводить массовых увольнений.

Ford приобрел Jaguar в 1989 году за 2,5 млрд долларов, Land Rover – в 2000 году за 2,73 млрд долларов. Последний, как и исчезнувший ныне Rover, входил в Rover Group и принадлежал немецкой BMW, которая, несмотря на многочисленные вложения, не сумела сделать британцев прибыльными и разделила группу на Mini, Land Rover и Rover.

Mini BMW владеет и по сей день, а Land Rover приобрел Ford. Американцам, как и немцам, не удалось превратить британскую компанию в дойную корову, как, например, получилось с Mazda. Напомним, в 1979 году американский концерн купил часть акций автозавода Toyo Kogyo, впоследствии переименованного в Mazda Motor. Сейчас Ford владеет уже 33,4% акций компании.

Впрочем, американцам не удалось удержать даже свой традиционный рынок – североамериканский. Как известно, Ford уже не первый год находится в глубоком кризисе. Несмотря на реструктуризацию, закрытие заводов и сокращение рабочих мест, компания закончила 2006 год с рекордными убытками в 12,6 млрд долларов. За прошлый год компания потеряла примерно 4 млрд долларов.

Американцы взяли курс на избавление от своих люксовых брендов, объединенных в группу PAG (Premiere Automotive Group). В нее входили Jaguar, Land Rover, Aston Martin и шведская Volvo, причем Ford не сообщал, какая именно компания приносит ему наибольшие прибыли, а какая – убытки, публикуя консолидированную отчетность PAG. Ее убытки в прошлом году составляли 2,32 млрд долларов. Аналитики рынка, правда, подсчитали, что самым невыгодным брендом этой группы является Jaguar (теряет сотни миллионов долларов в год), а самым прибыльным – Volvo (приносит Ford ежегодную прибыль в размере 0,8–1 млрд долларов).

Продав Aston Martin, в прошлом году Ford принял решение продать и пару Jaguar/Land Rover. Пару – поскольку вряд ли кто-либо решился бы купить столь убыточный и требующий огромных вложений Jaguar без «бонуса» в виде Land Rover. Для Ford выгода очевидная – на дорогостоящую реструктуризацию концерну, с его огромными убытками и тратами на социалку, нужны деньги. У концерна нет ни времени, ни средств на реализацию эффективной стратегии для своих зарубежных активов.

Эстафету по возрождению полуживого британского автопрома индийская Tata взяла на себя охотно. Компания на рынке уже почти полвека и делает ставку на малолитражные дешевые автомобили. Среди всех компаний автомобильного сектора Индии она является крупнейшей по обороту (благодаря производству автобусов и автомобилей). В последний финансовый год выручка компании составила 7,2 млрд долларов, на ее предприятиях в трех штатах Индии трудятся 22 тыс. человек.

Выйти на новый рынок ей очень хочется, Land Rover даст ей такую возможность. По словам аналитика ИК «Финам» Константина Романова, индусы готовятся к выходу на мировой, в частности, европейский рынок. Делать это при помощи зарубежных активов в перспективе для Tata наиболее правильно, считает он.

Как заявил «Эксперту Online» Михаил Аристакесян, руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «Финам», Tata существенно повышает свой статус на рынке, превращаясь из производителя бюджетных автомобилей, занимающего сильные позиции в Индии и некоторых других странах, в глобальную компанию, владеющую всемирно известными брендами. По его словам, на новых рынках вся продукция Tata будет восприниматься более позитивно. Кроме того, компания сможет увеличить рентабельность производства дорогих автомобилей за счет переноса части производства в Индию.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Томас Эдисон, изобретатель

Как только я решаю, что результат стоит затрат, я полностью на нём сосредотачиваюсь, и произвожу опыт за опытом, пока не добиваюсь успеха.

 

Сделать стартовой