Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Четверка с минусом (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", №30 от 6 августа 2007)

Четверка с минусом (Коммерсантъ ДЕНЬГИ)

№30 от 6 августа 2007

Виталий Буза, Ольга Кочева

Минфин РФ впервые за свою историю провел исследование российского рынка аудита. Полученные результаты можно признать сенсационными: так называемая большая аудиторская четверка вопреки распространенному мнению российских и зарубежных экспертов контролирует в настоящий момент не 70-80% нашего рынка, а в два-три раза меньше. Таким образом, для аудита в России термин "большая четверка" уже не актуален - уместнее говорить о "большой пятерке".

Исследование Министерства финансов РФ показало, что так называемая большая четверка аудиторских компаний в России (PrisewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) контролирует по итогам 2006 года 31% рынка аудита, тогда как широкое экспертное мнение до сих пор оценивало долю "большой четверки" в России в 70-80%.

"Эти наши выводы важны с точки зрения развития аудиторской профессии в России,- заявил, комментируя статистические выкладки министерства, руководитель департамента государственного финансового контроля, бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов России Леонид Шнейдман.- Прежде всего, хочу заметить, что рынок сформировался и достаточно устойчиво функционирует, растет высокими темпами и имеет значительный потенциал. Неуклонно растет объем оказываемых услуг - в 2006 году по сравнению с 2005 годом он вырос на 14%, и экспертные оценки рынка в первом полугодии 2007 года свидетельствуют о росте рынка в дальнейшем. Также стабильно растет число клиентов, пользующихся услугами аудиторских организаций. В частности, в 2006 году в области обязательного аудита рост по сравнению с 2005 годом составил 20%".

Итак, Минфин заявляет, что доля "большой четверки" на рынке аудиторских услуг в РФ в два-три раза меньше общепринятых оценок как российских, так и зарубежных экспертов. И это оказалось шоком для некоторых компаний "большой четверки", которые так и не смогли сформулировать собственного мнения на этот счет. Те же, кто согласился обсуждать тему, фактически признали правоту Минфина.

В ответ на просьбу прокомментировать вилку в оценках экспертов глава российского офиса компании KPMG Роджер Маннингс сказал, что в данном случае скорее "доверяет оценкам Минфина России". А в пресс-службе PrisewaterhouseCoopers корреспонденту "Денег" ответили, что, по оценкам компании, "большая четверка" контролирует 40-50% рынка. "Так что, на наш взгляд, оценки Минфина выглядят реалистично",- отметили в пресс-службе.

Согласились с этими оценками и лидеры отечественного национального аудита. Так, в компании "BKR-Интерком-Аудит" заявили, что "цифра 31% представляется ничуть не заниженной". "В последнее время российские аудиторы все более успешно конкурируют с "большой четверкой", причем не за счет ценового демпинга, а благодаря качеству услуг и большей гибкости. К примеру, "большая четверка" предпочитает принимать только крупные заказы,- заявил заместитель генерального директора "BKR-Интерком-Аудит" Виталий Семенихин.- Исследования нашей компании подтвердили, что на российском рынке работает не более 2 тыс. компаний, способных предоставить заказ, соответствующий требованиям "большой четверки", причем среди них большинство - представительства международных корпораций. Остальные сотни тысяч организаций пользуются услугами российских аудиторов. Так что, если посчитать долю "большой четверки" в секторе российских компаний без иностранного участия, то она составит не более 15%".

Подобные комментарии лидеров рынка подтверждают правильность выводов Минфина: "большая четверка" на поверку оказывается не такой уж и большой. Как минимум (по крайней мере на российском аудиторском рынке) можно говорить о "большой пятерке": список из четырех международных игроков следует пополнить компанией "БДО Юникон" - российским национальным лидером аудита. Согласно рейтингу "Денег", выручка компании от аудиторской деятельности в 2006 году составила 879 млн руб. при совокупной (включая консалтинг) выручке в 2,198 млрд руб.

Руководитель "БДО Юникон" Андрей Дубинский в интервью "Деньгам" оценил долю своей компании на рынке российского аудита в 7-10% "в зависимости от вида услуг", а общий объем рынка аудиторских услуг в стране - приблизительно в 30 млрд руб. (что отвечает оценкам Минфина - см. справку.). "По сравнению с 2005 годом, то есть по итогам 2006-го, мы выросли на 50%,- говорит Андрей Дубинский.- Мы используем все эффективные варианты стратегии роста: естественное расширение клиентской базы за счет освоения новых услуг и привлечения новых клиентов, а также за счет принятия под свой контроль сильных и амбициозных региональных аудиторских компаний".

Таким образом, цифры Минфина, оценки представителей компаний "большой четверки" и крупнейшего отечественного аудитора показывают, что четыре международных компании держат по 7-8% рынка каждая, а крупнейший российский аудитор - 7-10% (то есть пять ведущих игроков занимают 40% рынка). А это значит, что в России сформирована как минимум "большая пятерка" аудиторских фирм.

Андрей Дубинский отмечает, что, "возможно, цифры Минфина в отношении "большой четверки" несколько занижены", и он более склонен обозначить расклад на рынке как ""большая четверка" плюс "БДО Юникон"". "Тем более что "Юникон" имеет принципиальное отличие от "четверки" - мы именно национальная российская компания,- говорит он.- Однако, что касается предоставления аудиторских услуг для компаний так называемой новой экономики, то есть высокотехнологичных, несырьевых, то здесь, пожалуй, уместно говорить о "большой пятерке"".

Стоит также упомянуть, что "БДО Юникон" работает под мировым брэндом BDO International, а эта международная аудиторская ассоциация занимает именно пятое место в мире (после той же "большой четверки") в рейтинге крупнейших мировых аудиторских сетей. И это симптоматично. Похоже, расклад сил в России пришел в соответствие с мировым. И Минфин России просто официально оформил фактическое положение дел.

Отметим, что до нынешнего момента, который, по нашему мнению, следует признать переломным в оценке российского аудита, на упомянутую "четверочную" долю в 70-80% ориентировались аналитики рынка, в том числе и представители крупнейших отечественных компаний-потребителей аудиторских услуг. Теперь их ориентиры должны измениться. Так что очередной передел рынка не за горами.

 ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Для вас важно происхождение аудитора?

Николай Манвелов, представитель НК "Роснефть":

- У нас есть аудиторы как отечественные, так и западные. Мы доверяем и тем и другим. Наша компания котируется на западных биржевых площадках, и нам необходима отчетность по международным стандартам. Ее нам готовят западные аудиторы. Для компании, акции которой торгуются на Западе, лучше работать с известными именами.

Когда мы принимаем решение о приглашении аудитора, то оцениваем прежде всего опыт этой компании. Выбор аудитора - это очень важный процесс. Степень доверия должна быть очень высокой, учитывая, что мы допускаем аудитора в святая святых - к своей финансовой отчетности.

Алексей Бураков, генеральный директор "Алгоритм. Топливный интегратор":

- Раньше у аудиторов существовало определенное разделение по специализации. Российские аудиторы специализировались на обязательном аудите компаний для отчетности перед налоговой службой. Западные оказывали услуги преимущественно по инициативным аудиторским проверкам, когда акционеры хотели провести анализ хозяйственной деятельности. Очевидно, что у российских бизнесменов растет уровень корпоративного управления. Они перестают ограничиваться лишь обязательными проверками и обращаются к тем аудиторским структурам, с которыми у них уже сложились отношения по обязательным проверкам. Поэтому российские аудиторы и отвоевали кусок рынка у западных конкурентов. Мы работали с российской аудиторской компанией по обязательному направлению. И сейчас стали заказывать ей же инициативный аудит.

Марина Степанова, директор управления аудита ОАО "Группа "Разгуляй"":

- Если рассматривать проблему через призму достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, консалтингу по РСБУ, то, безусловно, уровень профессиональной подготовки, знания тонкостей учета и различных аспектов налогообложения у российских аудиторских компаний, на мой взгляд, выше. Если же вести речь о достоверности бухгалтерского учета и отчетности по МСФО, консалтингу по МСФО, то приоритет, безусловно, отдается западным аудиторам.

Максим Антипов, главный бухгалтер ОАО "ОГК-5":

- ОГК-5 - публичная компания, и решение о выборе аудитора принимают акционеры компании. В числе наших акционеров много иностранных инвесторов, и вполне естественно, что при выборе аудитора акционеры должны быть уверены в качестве его услуг и его международной известности. Это вопрос доверия, который для многих акционеров чрезвычайно важен.

Игорь Телелюхин, исполнительный директор КГ "РОЭЛ Консалтинг":

- Я больше доверяю отечественным аудиторским компаниям, поскольку там работают специалисты, которые лучше понимают российскую специфику. Кроме того, западные компании фактически подгоняют требования учета под стандарты, в которых им легче и удобнее работать. В рассказы о том, что западные компании честнее, верить не стоит, у всех на слуху недавняя история с PWC, которая в корне опровергает этот тезис.

Стоимость работ - отдельный вопрос. Зачастую она на порядок ниже у отечественных компаний при сопоставимом качестве услуг. Раньше приглашение западного аудитора было элементом престижа, а также требованием потенциальных, особенно западных, инвесторов. Сейчас и эти времена уходят в прошлое. Очень важное преимущество отечественной аудиторской компании в том, что она поддается проверке на адекватность: меньше маркетинга и "спецэффектов" - больше реальной практики.

Дмитрий Колокатов, генеральный директор ОАО "Агрика продукты питания":

- Доверяем одинаково любому из партнеров, профессионально выполняющему свои обязанности и соблюдающему этику бизнеса. Главное - бизнес-логика, задачи, которые решает компания, традиционные предпочтения бизнес-сообщества, к которому она принадлежит. Как правило, компании с оборотом менее $500 млн, но планирующие размещение на российских фондовых площадках, сотрудничают с российскими аудиторами. В свою очередь, наличие западного аудитора соответствует требованиям ведения бизнеса ресурсодобывающих компаний, компаний с оборотом не менее $500 млн. Также иностранные аудиторы привлекаются компаниями, планирующими выход на западные фондовые рынки. К примеру, группа предприятий "Агрика" успешно сотрудничает с ведущими российскими аудиторами (ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"), не считая целесообразным в рамках поставленных задач российского размещения прибегать к услугам более дорогих западных коллег.

Екатерина Азимина, вице-президент по финансам и экономике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"":

- Принцип выбора аудитора прост и прозрачен, как и при выборе любого иного контрагента: оптимальное соотношение "цена-качество", что применительно к аудиту значит высокое качество услуг, которое предопределяется квалификацией и опытом аудиторской компании, ее сотрудников, их знанием бизнес-среды, что обеспечивает максимальную полезность (added value) проведенного аудита; применяемые технологии аудита, которые во многом формируют затраты как аудиторской компании, так и наших сотрудников при взаимодействии, и, конечно же, стоимость услуг. Исходя из этих принципов аудит отчетности компании по российским стандартам учета у нас осуществляет российская аудиторская компания, а отчетность по МСФО - аудиторы "большой четверки".

Место на рынке первых 50 аудиторских организаций по величине доходов за год (%)

 

 

4 аудиторские

организации с

наибольльшим

доходом

Остальные

46

аудиторских

организаций

Доля доходов в совокупных доходах всех

аудиторских организаций

31

24,7

Доля доходов от проведения аудита в

совокупных доходах от проведения аудита

всех аудиторских организаций

24,1

23,2

Доля аудиторов в общем количестве

аудиторов, работающих во всех аудиторских

организациях

1,5

6,9

Доля клиентов, отчетность которых

проаудирована, в общем количестве таких

клиентов всех аудиторских организаций

1,1

9,2

Источник: Минфин РФ.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Уилсон

Тот, кто ищет бриллианты, должен копаться в грязи, потому что в природе бриллианты - это не полированные камни. Они создаются долгой работой.

 

Сделать стартовой