Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Пасты и ГОСТы (журнал "Коммерсантъ-Деньги" № 43(649), 5 ноября 2007)

Пасты и ГОСТы (журнал "Коммерсантъ-Деньги" № 43(649), 5 ноября 2007)

СТАНИСЛАВА КРЫЛОВА

Привитая в детстве привычка чистить зубы во взрослом возрасте заставляет человека стоять перед порой мучительным выбором, какую пасту купить: отбеливающую, укрепляющую эмаль или в полоску со вкусом банана? На самом деле, несмотря на кажущиеся многообразие, выбор не так уж велик -- большинство современных зубных паст чистят зубы одинаково.

Все пасты одинаковы по-своему

В прошлом году российские покупатели потратили на чистоту зубов $777 млн (данные экспомедиагруппы "Старая Крепость"). Примерно половина продаж приходится на долю иностранных производителей с Colgate-Palmolive и Procter & Gamble во главе (по словам руководителя технического комитета по средствам гигиены полости рта Элеоноры Сахаровой, "на данный момент на российском рынке представлен практически весь спектр мировых производителей зубной пасты"). Однако больше половины россиян выбирают продукцию отечественных производителей: хотя в денежном выражении их доля примерно такая же, как и у иностранных компаний, цены на продукцию у них ниже (в среднем 25-40 рублей за тюбик против 60-90 рублей).

В какой-то степени подобное положение дел не противоречит словам специалистов, которые утверждают, что импортные и отечественные пасты (по крайней мере, крупных производителей) чистят одинаково. Что в общем-то и неудивительно, поскольку независимо от того, где и кем паста изготовлена, сделана она по одним и тем же технологиям из одинакового сырья. "В плане состава и качества сырья отечественные пасты ни в чем не уступают зарубежным,-- подчеркивает Элеонора Сахарова.-- И в тех и в других используется импортное сырье, зачастую отечественные производители закупаются там же, где и их зарубежные конкуренты".

Что касается качества конечного продукта, то в России и за рубежом существуют исследовательские институты, имеющие международную аккредитацию, которые осуществляют проверку зубных паст на безопасность и соответствие стандартам качества. Пасты, продающиеся на российском рынке, должны отвечать требованиям ГОСТ 7983-99 и ГОСТ Р 51 391-99. В лабораторных исследованиях проверяют состав пасты, ее безопасность, соответствие консистенции требованиям ГОСТов, удобство и безопасность упаковки, а также очищающие и терапевтические свойства пасты. "По данным стандартам проверяется вся без исключения продукция, как отечественная, так и зарубежная. Зубная паста, не прошедшая процедуру обязательной сертификации, не может продаваться на российском рынке",-- рассказывает руководитель органа по сертификации продукции ФГУ "ЦНИИСиЧЛХ Росмедтехнологий", эксперт по сертификации средств гигиены полости рта Ольга Поповкина.

Что в основе

Но если вопрос качества за потребителя решают производитель и органы сертификации, то выбирать из многообразия видов человеку с зубами приходится самостоятельно.

По типу действия и составу пасты делятся на несколько категорий. Самая многочисленная -- так называемые многофункциональные или комплексные зубные пасты, которые оказывают общий терапевтический эффект (их, кстати, по данным исследований, российские потребители предпочитают всем остальным). Их также называют "семейными", поскольку они могут использоваться всей семьей, кроме самых маленьких детей. В отдельные категории выделяют травяные (herbal) пасты (они по популярности на втором месте), отбеливающие и линейки паст для чувствительных зубов и десен. Еще одна группа -- детские пасты, рецептура которых по ряду параметров отличается от "взрослых".

С составом тоже все очень прозаично. Никаких "секретных рецептов" паст не существует, более того, по правилам стандартизации процесс производства является открытым -- специалисты институтов по стандартизации имеют доступ ко всем этапам изготовления средств для гигиены зубов. Состав любой пасты сводится к трем основным компонентам и дополняется отдушками, вкусовыми добавками и тому подобным.

Главное в составе зубной пасты -- так называемые активные вещества или лечебно-профилактические добавки. В зависимости от типа пасты они могут быть разными. Основные и самые известные добавки -- соединения фтора (фториды, монофторид натрия и др.) и глицерофосфат кальция. Эти вещества присутствуют во всех пастах и обеспечивают профилактику кариеса. В пастах, предназначенных для отбеливания, также может содержаться лимонная кислота, в пастах для людей с повышенной чувствительностью десен -- экстракты растений, для чувствительной эмали -- соли калия и стронция. Большинство активных веществ уже давно хорошо изучены, хотя производители часто указывают содержание некого активного компонента как отличительную черту пасты.

Следующий важный компонент -- абразив, на который ложится задача очистки зубов от мягкого налета. В дешевых пастах в качестве абразива используется карбонат кальция (мел), в более дорогих -- диоксид кремния (силика), дикальцийфосфат дигидрат или оксид алюминия. Однако, несмотря на сложность названий, задача у всех этих веществ одна, и, по словам Ольги Поповкиной, существенной разницы между ними нет. Единственная тонкость состоит в том, что мел не используется для изготовления гелевых паст, но это вовсе не значит, что гелевые пасты чистят хуже.

Кроме того, в состав зубной пасты входит поверхностно-активное вещество (натрийлаурилфосфат, бетаины), которое обеспечивает пенообразование, а также способствует отделению налета с зубов.

Остальные компоненты выполняют сугубо служебную роль. У производителей есть выбор, что добавить в пасту в качестве влагоудерживающего вещества -- более дорогой глицерин или более дешевые гликоли. Также в состав пасты входят связующие вещества, обеспечивающие однородность пасты, консерванты, красители и ароматизаторы. Потребителю фактически заметна разница лишь в части ароматизаторов, которые на самом деле на качество чистки зубов не влияют и выбираются производителем, исходя из вкусовых предпочтений потребителя. Так, в США успехом пользуется паста с запахом корицы, а отечественный потребитель предпочитает пасты с мятными и цитрусовыми вкусами.

Разумеется, нельзя сказать, что абсолютно все продающиеся в России пасты отличаются только упаковкой и вкусом. Не говоря уже о так называемых профессиональных средствах ухода за полостью рта, которые не рекламируются по телевизору и распространяются преимущественно через стоматологические клиники (их состав -- ноу-хау и страшная коммерческая тайна), есть ряд производителей, предлагающих потребителю нечто совершенно уникальное. Например, корпорация "Академия научной красоты", которая производит средства для ухода Vivax на основе нанотехнологий, полтора года назад начала выпускать зубную пасту Vivax Dent. Паста, по словам представителей компании, отличается от всех присутствующих на рынке тем, что воздействует на зубы и полость рта "на молекулярном уровне". В основе ноу-хау -- разработка, созданная еще в советские времена в Институте биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН. По словам производителей, спрос на их продукт растет.

То, что доктор прописал

Стереотип "качество стоит дорого" во многих случаях отражает действительность. Но если качественность обуви, одежды или продуктов питания рядовой потребитель может оценить сам, то в случае с зубной пастой это практически невозможно. Понятно, что качественная еда -- вкусная, качественная одежда хорошо сшита и сидит по фигуре. А какой должна быть качественная паста? Вкусной? Интересно выглядящей? С приятным запахом? Это все, безусловно, важно, но основное назначение пасты -- чистить зубы. А как можно без помощи специалиста оценить качество очистки зубов?

"Зубную пасту должен рекомендовать стоматолог,-- уверена Элеонора Сахарова.-- Он может сказать: у вас чувствительная эмаль, вам нужна паста с солями калия. И вы идете в аптеку, и у вас есть выбор, если вам нравятся гели -- выбираете гель, нравится мятная паста -- выбираете мятную, нравится с полосочками -- выбираете с полосочками. Но вы при этом точно знаете, что это не только вам нравится, но и отвечает потребностям конкретно ваших зубов. И это прекрасно, что у нас как у потребителей есть возможность выбирать в соответствии с нашими предпочтениями и финансовыми возможностями".

В борьбе за потребителя производители многих паст утверждают, что именно их паста лучше всех предотвращает кариес и заболевания зубов. И по большей части это действительно правда. "Любая паста, которая содержит фториды, противовоспалительные и очищающие элементы, является мощным средством для профилактики заболеваний зубов и десен,-- говорит Элеонора Сахарова.-- Вылечить уже существующий кариес пасты, конечно, не могут, но если человек регулярно и правильно чистит зубы, ведет здоровый образ жизни и два раза в год проходит профилактический осмотр, у него не будет проблем с зубами. И паста -- это наш главный в этом помощник".

Впрочем, по оценкам самих стоматологов, регулярно посещают врача для профилактики не более четверти москвичей (в регионах этот показатель еще ниже). А значит, остальные все-таки руководствуются другими соображениями. К тому же несколько лет назад британские ученые из университета Ньюкасла провели исследование, которое хоть и получило широкое распространение, но, к счастью для производителей зубных паст, было воспринято потребителями скорее как шутка. В результате экспериментов над двенадцатью добровольцами ученые сделали вывод, что если не чистить зубы совсем, они будут портиться, но если чистить слишком интенсивно и часто -- могут выпасть.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

"Чистить зубы надо после еды"

Ольга Поповкина, врач-стоматолог, эксперт по сертификации средств гигиены полости рта:

-- При выборе зубной пасты необходимо прежде всего ориентироваться на рекомендации своего врача-стоматолога, который не просто посоветует приобрести ту или иную зубную пасту, но и объяснит, какие именно вещества она должна содержать, чтобы обеспечить оптимальный уход за зубами и полостью рта.

Полная информация о содержании, так же, как и прочая информация: наименование изделия и изготовителя, товарный знак, масса или объем, состав, срок годности, информация о сертификации (например, знак РСТ АВ07), для содержащей фториды продукции содержание фторидов согласно ГОСТ Р 51391-99,-- должны быть указаны на упаковке, причем по-русски.

Чистить зубы нужно как минимум дважды в день, после еды. Многие чистят зубы с утра до завтрака, однако это неправильно. Перед завтраком можно прополоскать зубы, но обязательно следует почистить их после еды, иначе остатки пищи создадут питательную среду для бактерий на целый день.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Уилсон

Тот, кто ищет бриллианты, должен копаться в грязи, потому что в природе бриллианты - это не полированные камни. Они создаются долгой работой.

 

Сделать стартовой