Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Социальный пузырь лопнул ( газета РБК daily, 26 декабря 2008 )

Социальный пузырь лопнул ( газета РБК daily,  26 декабря 2008 )

Cредний класс в России вымирает вместе с доступной ипотекой

Марина селина

Семей, способных купить квартиру в кредит, стало в три раза меньше. Теперь, чтобы воспользоваться ипотекой, нужно зарабатывать более 90 тыс. руб. в месяц. Аналитики считают это одним из признаков вымирания среднего класса в России. За несколько месяцев из этой категории выбыли более 20 млн человек. Между тем единого определения среднего класса в России по-прежнему нет.

Исследование аналитического центра GED Analytics выявило, что за последние полгода 17% россиян потеряли статус среднего класса. В начале 2000-х годов к нему можно было отнести лишь несколько процентов домохозяйств. К середине 2008 года эта цифра выросла до 27% — около 37 млн человек. Но не успел средний класс в России появиться, как его доля опять стремительно пошла на убыль.

В основе исследования лежат данные о способности граждан взять ипотечный кредит хотя бы раз в поколение (30 лет). По мнению авторов, это одно из основных критериев определения среднего класса. «Вряд ли семьи, у которых есть день­ги на питание, одежду, машины и путешествия, но нет возможности купить жилье, правомерно относить к среднему классу», — говорится в исследовании.

Как пояснил РБК daily руководитель аналитического центра GED Analytics Александр Пыпин, при подсчете среднего класса авторы исходили из классической пирамиды по­требностей по Маслоу. В соответствии с ней потребности высшего порядка (в развитии, красоте, творчестве) человек может удовлетворить только при условии удовлетворения потребно­стей низших (в пище, безопасности, сексуальных). «К среднему классу можно отнести домохозяйства, которые помимо удовлетворения потребностей в жилье способны удовлетворять потребности верхних уровней, — делает вывод эксперт. — Для этого ипотечный платеж должен быть не более 50% от доходов семьи».

Аналитики полагают, что еще в июле этого года квартиру в кредит можно было купить, имея совокупный семейный доход от 54 тыс. руб. в месяц. Сегодня планка, по мнению GED Analytics, выросла до 90 тыс. руб. Банки не хотят рисковать и, как следствие, резко повышают процент­ные ставки. Так, еще летом ежемесячный платеж по ипотеке за стандартную квартиру 51 кв. м составлял в среднем 28,3 тыс. руб. С июля по декабрь при сравнительно невысоком на фоне кризиса росте цен на квартиры (в среднем 3 тыс. руб.) ежемесячный платеж вырос до 43,7 тыс. руб.

Пока одни аналитики хоронят средний класс, другие напоминают, что само это понятие в России весьма противоречиво и зависит от политической конъюнктуры. Генеральный директор АКГ «Фин­экспертиза» Агван Микаелян считает, что в российских условиях использовать в качестве критерия состоятельности семьи ее способность получить и выплачивать ипотечный кредит нельзя в принципе. «Цены на жилье в России в последнее время были сопоставимы с европейскими, но по уровню жизни мы отставали от Запада в разы, кроме того, не соответст­вовали западным стандартам и ставки кредитования», — говорит он. По мнению г-на Микаеляна, к среднему классу в России, исходя из наиболее распространенных подходов, можно причислить семью с уровнем дохода не менее 60 тыс. руб. в месяц, способную раз в год устроить себе заграничный отдых у моря. «А если бы в России банки начали давать кредиты под такие же проценты, как в США, доля среднего класса здесь значительно бы увеличилась», — иро­низирует эксперт.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сенека

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

 

Сделать стартовой