Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Продолжаем потреблять ( журнал Эксперт Online, 18 декабря 2008 )

Продолжаем потреблять ( журнал Эксперт Online,  18 декабря 2008 )

С одной стороны, россияне боятся кризиса, с другой – очень легкомысленно к нему относятся. Таковы результаты опросов, проведенных ВЦИОМ и The Nielsen Company. Психологи такую парадоксальность объясняют просто – российской ментальностью и привычкой жить хорошо, выработавшейся в последние десять лет.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

Российские и зарубежные социологи и маркетологи опрашивают россиян на предмет их психологических и потребительских настроений в период кризиса. Так, сегодня свое исследование представил ВЦИОМ, вчера маркетинговая компания The Nielsen Company опубликовала данные опроса интернет-пользователей.

По данным опроса ВЦИОМ, большинство наших соотечественников (75%) демонстрируют обеспокоенность начавшимся кризисом: 40% сильно им обеспокоены, 35% – встревожены, но не сильно. Лишь каждый пятый (21%) заявляет, что эта тема его не волнует: 15% сообщают, что эта проблема их почти не беспокоит, 6% – абсолютно не беспокоит. Сильную тревогу по поводу финансового кризиса наиболее склонны испытывать опрошенные с низкой самооценкой материального положения (48%), тогда как россияне, которые оценивают свое материальное положение как «хорошее» или «очень хорошее» наиболее склонны сообщать, что эта тема их практически не беспокоит (22%).

Почти каждый второй (47%) уверен, что сегодняшний кризис – долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не будет (в октябре так считал каждый третий – 33%).

«Основной причиной беспокойства россиян стала неуверенность в отношении своей нынешней работы и возможного дальнейшего трудоустройства», – объясняет Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». 72% опрошенных компанией Nielsen сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентябре-октябре таковых было более половины.

Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования Nielsen, 35% респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), россияне практически ничего не предпринимают, чтобы хоть как-то застраховать себя от негативных последствий кризиса.

«Преобладающий тип поведения − пассивное наблюдение и выжидание», − говорит Дуайт Уотсон.

Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет − 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию − 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.

Вместо того чтобы начать более эффективно работать, показав работодателю свою нужность в компании, россияне говорят о том, что кризис мешает им сосредоточиться на своих непосредственных служебных обязанностях. По данным опроса ВЦИОМ, таких 50%. В том числе 27% отмечают, что это случается иногда, 16% – часто, 7% – постоянно.

Вместе с тем большинство россиян, по данным Nielsen, не сокращают свою потребительскую активность. Две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад. Только каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние три месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть.

В то же время, отмечают аналитики Nielsen, в Европе уже с февраля отмечается массовое сокращение потребления товаров первой необходимости – к началу лета в среднем на 8−10%.

По данным ВЦИОМ, россияне, беспокоясь по поводу кризиса, не утруждают себя следить за ситуацией в стране и действиями правительства. Более половины россиян (56%) ничего не знают о плане российского правительства по борьбе с кризисом. Среди тех, кто информирован о нем, 19% опрошенных полагают, что главным направлением усилий станет поддержание банковской системы. В числе прочих мнений – поддержка малого и среднего бизнеса (4%), поддержка безработных, укрепление рубля, страхование вкладов (по 2%), повышение пенсий и уплата налогов (по 1%). 19% затруднились ответить.

Данные исследований обеих компаний наталкивают на парадоксальный вывод: россияне хоть и боятся кризиса, но достаточно беспечно к нему относятся. «Это вполне в духе российской ментальности с ее удалью и отсутствием рачительности. Даже стоя на краю финансовой пропасти, прокутить последнее, не думая о последствиях», – объясняет феномен заведующий отделением клинической психотерапии и медицинской психологии «Медросконтракта» Сергей Белорусов. Без подстраховки россияне жили и перед самым кризисом – беря кредиты впритык к своим финансовым возможностям. В то же время психолог Борис Новодержкин считает, что столь легкомысленное отношение характерно не для всех категорий граждан. «В основном это относится к молодому поколению, не помнящему 1998 год. Они еще не „падали” и не знают, как это. Они не жили в условиях дефицита денег. Молодые люди, получавшие до кризиса по 5 тыс. долларов и выше, не хотят допустить мысли о том, что что-то может измениться. Поэтому не хотят работать больше за те же деньги, показывая свою лояльность и незаменимость работодателю. Наоборот, если им снижают зарплату, они уходят, свято веря в то, что найдут место получше. Это своего рода психологическая защита, нежелание посмотреть в глаза действительности», – говорит Новодержкин. Тратить деньги в условиях кризиса россиян подталкивают и недоверие государству, и изменчивость ситуации. «Завтра деньги могут обесцениться, а государство под каким-либо предлогом заберет их себе», – объясняет психолог. К тому же в русском человеке сильны внешние амбиции. «Как это я буду садиться на хлеб и воду и что-то сберегать. Я буду продолжать жить, как раньше, до последнего, чтобы в своих глазах и глазах других выглядеть достойно», – говорит Новодержкин.

Это подтверждает и Дайт Уотсон. «За последние несколько лет у людей сформировались стандарты потребления, отказ от которых может стать весьма болезненным. Поэтому в случае необходимости экономии большинство не стремятся переходить на более дешевые марки, а, скорее, для начала сокращают частоту или объем покупок», − отмечает он.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джек Траут

Если формулировки миссии компании напоминают кашу, значит, организация не знает, куда она идет.

 

Сделать стартовой