Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


На пороге массового туризма ( журнал Эксперт online, 30 июля 2008 )

На пороге массового туризма ( журнал Эксперт online, 30 июля 2008 )

Высокие цены, отсутствие рекламы и негативный имидж мешают развитию въездного туризма в России. Но туроператоры прикладывают все усилия к тому, чтобы ситуация изменилась.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

Въездной туризм в России развивается очень медленно и трудно.

По данным Росстата, в 2007 году Россия приняла чуть более 2,2 млн туристов из разных стран. Для сравнения, Франция в это же время приняла около 79 млн туристов, из РФ выехали с целью туризма почти 9,37 млн граждан. По доле турбизнеса в ВВП Россия занимает лишь 138−е место в мире. Российская статистика въездного туризма особенно неприглядна на фоне успехов других стран. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%, и уже в 2006 году 75 стран мира заработали на туризме более 1 млрд долларов. При этом в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей, то есть предполагая, что 3–4 туриста создают одно рабочее место, – 10,4%, что в три раза выше нынешних российских показателей.

«Собственно, по показателю приезжающих сюда туристов мы остановились на уровне 1990−х годов», – отмечает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. По словам президента ВАО «Интурист» Александра Арутюнова, «направление, связанное с познавательным туризмом, сегодня испытывает большие трудности». «Последние два-три года мы можем констатировать снижение числа туристов, приезжающих посмотреть Россию и ее достопримечательности», – сообщил он «Эксперту Online» в онлайн-интервью .

Дешевле на край света

Причин стагнации несколько. Одна из главных – взрывной рост стоимости услуг внутри России, в крупнейших туристических центрах страны. Цены на гостиницы и другие сопутствующие продукты, которые туристы покупают, приезжая в Россию, находятся на чересчур высоком уровне. По этому показателю мы проигрываем практически всем странам. «По результатам прошлого года стоимость для туристов из Европы семидневного пребывания в Китае с учетом перелета и размещения в хорошей гостинице оказалась ниже стоимости подобного продукта в РФ, несмотря на гораздо более дальний перелет», – отмечает Арутюнов. «Главная проблема – соотношение цены и качества, – соглашается Шпилько. – Недельные туры в Россию зашкаливают за 1500 евро, это существенно дороже аналогичных туров в страны Восточной Европы и сравнимо с 10−дневными турами в Индию и Китай, с двухнедельными турами в Западную Европу и Тайланд».

И это неудивительно. В Москве стоимость суточного проживания в приличной гостинице доходит до 200–250 долларов (и выше), в то время как в других мировых столицах цена трехзвездочных отелей не превышает 50–75 долларов. Перелеты, переезды, трансферы – все это также дороже, чем в других странах.

Причем цена эта далеко не всегда соответствует качеству. Сертифицированных гостиниц мало, в других можно столкнуться с не самым качественным сервисом.

«С одной стороны, многие туристы, приезжая в Россию, хотят получать наивысшее качество сервиса и эксклюзивные услуги. С другой стороны, есть массовый турист, которому не нужно роскоши, но нужно, чтобы все было чисто, аккуратно и красиво», – говорит вице-президент «Интуриста» Николай Какора. Но многие оставшиеся сегодня с советских времен гостиницы трех звезд такого ощущения явно не создают.

Без льгот и рекламы

Как отмечала некоторое время назад в своем докладе «Проблемы въездного туризма» заместитель руководителя Федерального агентства по туризму России Нателла Шенгелия, другими факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, что связано с низким уровнем бюджетного финансирования, при наличии широкомасштабных государственных рекламных кампаний по привлечению туристов, проводимых большинством стран мира, негативный образ страны, рисуемый зарубежными и даже отечественными СМИ (по данным журнала Forbes, Россия входит в десятку самых опасных для посещения стран), а также невысокое качество обслуживания вo всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки профильных кадров.

«В 1999 году Россия закрыла свои туристические представительства более чем в 1,5 десятках стран, – отмечает Шпилько. – Хотя расходы на некоммерческую рекламу из федерального бюджета значительно уступали расходам большинства стран, делающих реальную ставку на туризм».

По словам Сергея Шпилько, причина серьезного отставания въездного туризма и в том, что он так и не стал реальным приоритетом экономической политики государства. «Мы не очень следуем общемировым рецептам развития индустрии гостеприимства: льготы инвесторам в туристско-рекреационных зонах, упрощение паспортно-визовых формальностей, освобождение от таможенных пошлин импорта транспорта и оборудования, поддержка производителя отечественного турпродукта (освобождение от НДС), – говорит эксперт. – В развитых странах большинство туроператоров занимаются именно въездным и внутренним туризмом, а у нас из без малого 4 тысяч компаний, зарегистрированных в федеральном реестре туроператоров, всего около 200 занимаются въездным туризмом».

По данным Шпилько, из-за высоких таможенных пошлин и НДС автобусы для перевозки туристов стоят на 60–70 тысяч евро дороже, чем в Польше или Белоруссии.

Еще одна причина стагнации въездного туризма – медленное появление новых туристических продуктов в России или новых маршрутов, куда могут поехать туристы. «Большинство иностранцев приезжают в Россию всего один раз. И чаще всего у них классический маршрут: Москва–Санкт-Петербург. На него приходится порядка 60–65% всего массового туризма», – говорит Какора. При этом очевидно, что в России существует гораздо больше мест, куда было бы интересно съездить и, таким образом, продолжить свое знакомство со страной.

Победить стагнацию

Несмотря на все это, туроператоры не унывают и, мало того, ожидают существенного роста числа туристов в ближайшие годы. «Перспективы у въездного туризма очень большие. Эксперты Всемирной туристической организации оценивают его в более чем 40 млн иностранных посещений в ближайшие 10 лет, то есть в среднем в год Россию могут посещать 4–5 млн туристов. Но все будет зависеть от того, насколько грамотно на государственном уровне будет создана инфраструктура (гостиницы, дороги, транспорт, предприятия питания и развлечений и т. д.) и использован тот неудовлетворенный спрос на поездки в нашу страну, который существует в мире», – говорит Какора.

«Позитивные тенденции уже есть, – отмечает Шпилько. – Наблюдаются большие успехи в реконструкции российских городов и памятников культуры, хорошо развивается ресторанный бизнес, появляются мини-отели, новые региональные турпродукты».

«Сейчас мы наблюдаем процесс увеличения государственных и частных инвестиций в туристическую инфраструктуру. Строится масса новых отелей в Москве, Санкт-Петербурге, региональных туристических центрах», – говорит Какора. К примеру, правительство Москвы развивает гостиничный бизнес в городах Золотого Кольца: построены в Угличе – гостиница «Москва», в Ростове Великом – «Московский Тракт» – и переданы в управление «Интуристу». Российские граждане уже активно едут в эти гостиницы, а скоро в них начнут останавливаться в массовом порядке иностранные туристы.

Иностранцы сейчас тоже активно инвестируют в развитие гостиничного хозяйства. «Так, две крупнейшие гостиницы Санкт-Петербурга выкуплены иностранной гостиничной цепочкой, идет коррекция неудачной ценовой политики текущего года. «Интурист» подписал договор с гостиничной сетью «Коринтия» по совместному созданию гостиничной цепи в России, в том числе и путем строительства ряда отелей», – отмечает Александр Арутюнов.

Меняется и транспорт – появляются скоростные комфортабельные поезда, совершенствуется самолетный парк, строятся автодороги.

Туроператоры работают над разработкой новых направлений. Например, «Интурист» уже предлагает поездку по Транссибирской магистрали. Это двухнедельное путешествие на поезде практически через весь Евразийский континент по маршруту протяженностью более 7000 км. Для туристов это уникальная возможность во время одной поездки посетить сразу три страны – Россию, Монголию и Китай.

Кроме того, разрабатывается программа туров «Азиатский экспресс по древнему Шелковому пути» и «Европейский экспресс», который соединит Москву и Санкт-Петербург со столицами прибалтийских стран, Украины и Белоруссии.

«Большим спросом пользуются круизные туры, – говорит Шпилько. – Развивается в плане туризма не только Северо-Запад, но и ранее считавшиеся нетуристическими регионы, такие как ХМАО, Чукотка, Хакасия».

Появляются предложения по событийному туризму – форумы, фестивали, спортивные мероприятия.

Но не только усилиями туроператоров будет развиваться въездной туризм. Ростуризм разработал стратегию развития отрасли до 2015 года – на развитие туризма планируется выделить 3 трлн рублей, при этом 30% этих средств будет направлено из федерального бюджета, а около 60% – из внебюджетных источников. По словам главы Ростуризма Владимира Стржалковского, стратегия должна к 2015 году увеличить въезд иностранных граждан в РФ с 23 млн до 32 млн человек в год при одновременном росте числа внутренних туристов (т. е. отдыхающих внутри России граждан) с 29 млн до 46 млн человек. Кроме того, планируется увеличение количества сертифицированных отелей – с 6 тыс. до 13 тыс. Все это приведет к росту объема платных услуг в сфере туризма в четыре раза – с 89 млрд до 370 млрд рублей. Однако, отмечают эксперты, пути достижения заявленных целей в стратегии прописаны довольно слабо. Но хорошо уже хотя бы то, что государство озаботилось проблемой въездного туризма в стране. «Первые подвижки уже есть», – радуется Шпилько.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Томас Ла Манc

Жизнь — это то, что случается с нами, пока мы строим планы на будущее.

 

Сделать стартовой