Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Три вопроса министру ( журнал "Эксперт online", 19 декабря 2007 )

Три вопроса министру ( журнал "Эксперт online", 19 декабря 2007 )

В новом году Россия получит не только нового президента, но и новое правительство. Впрочем, вряд ли ключевые посты в министерствах, занятые после прошедшей не так давно перестройки кабинета министров, обретут новых хозяев. Сказанное относится и к Дмитрию Козаку – ближайшему соратнику пока еще действующего президента Владимира Путина, который в новом составе правительства возглавил прежде полумертвое ведомство – Министерство регионального развития.

Александр Попов

Усиление Минрегиона, функции и полномочия которого были существенно расширены именно под нового руководителя, произошло не случайно. И вряд ли Дмитрий Козак был назначен на пост министра на короткое время. Скорее всего, он пришел надолго. И не для того, чтобы безразлично распределять миллиардные ресурсы инвестфонда и «рулить» астрономическими суммами федеральных целевых программ. Кроме контроля над «региональным развитием», на которое федеральный бюджет в последние годы выделяет значительные средства, перед Козаком, по всей видимости, поставлены и более масштабные задачи. А именно – превратить федеральные инструменты поддержки в реальный механизм развития российских территорий. В этом сложном и долгом процессе Дмитрию Козаку придется решить как минимум три базовых вопроса.

Главный вопрос – о качестве работы многочисленных инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), созданных центром в последние годы. Не все они теперь курируются напрямую Минрегионом, но все так или иначе будут реализовываться в регионах. А значит, и ведомству придется даже опосредованно ими заниматься. Речь идет не только о реформировании системы распределения полномочий. О необходимости четко разграничить функции федеральных и региональных органов власти глава Минрегиона, автор административной реформы и реформы местного самоуправления, уже заявил. И наверняка этим займется. Речь в данном случае идет о более глубинных вещах. В частности, о скорости принятия решений в центре. Сегодня федеральные чиновники зачастую не успевают за регионами. На это в интервью корреспонденту «Эксперта Online» сетовал, к примеру, вице-губернатор Алтайского края Михаил Щетинин. По его словам, местные чиновники с опережением сработали по проекту создания на территории региона туристическо-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь». Однако центр работал с другой скоростью, из-за чего многие решения принимались очень долго. В итоге было потеряно время. Еще один яркий пример в данном случае – почти годовая задержка финансирования проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».

Другой важный аспект – настройка инструментов ГЧП применительно к условиям отдельных макрорегионов. Россия – большая страна, ее территория огромна, а население по ней распределяется крайне неравномерно. В этой связи организация, например, особых экономических зон в ряде регионов либо затруднительна, либо просто невозможна. В частности, нынешний заместитель главы Минрегиона Камиль Исхаков еще в бытность свою полпредом президента на Дальнем Востоке говорил в интерью журналу «Эксперт», что закон об особых зонах применим только в западной части России. «Там ведь все рядом — сети, коммуникации, дороги, просто иногда нужно взять конкретный проект, поставить его в особый налоговый и таможенный режимы и ждать результата, который наверняка будет. Но у нас-то ничего такого нет! – сетовал Исхаков. – И чтобы создать где-то зону, для нее самой еще нужно подготовить условия. Поэтому, на наш взгляд, нужно даже не менять правила создания зон для регионов Дальнего Востока. Нужно написать вообще новый закон, который бы учитывал наши условия — тарифную составляющую, инфраструктурные ограничения и т. п.». Гибкость и индивидуальный подход к внедрению инструментов ГЧП на практике в регионах России – именно в этом направлении придется работать Дмитрию Козаку и его команде.

Второй важный вопрос – увязка региональных программ и стратегий развития с большим количеством принятых ФЦП. На самом деле здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь речь в данном случае идет не просто о согласовании конкретных действий, но о едином векторе развития. Стало уже расхожим местом жаловаться на то, что в России не существует единой стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. И что якобы именно из-за отсутствия этого документа каждый губернатор видит «прекрасное далеко» по-своему, и не всегда так, как это было бы выгодно, например, его соседним коллегам. Представляется, однако, что для такой страны, как Россия, выработать единую стратегию вряд ли возможно. Зато ясно, что обновленный Минрегион, в отличие от прежнего ведомства, которым руководил Владимир Яковлев, не будет формально согласовывать стратегии развития субъектов РФ, подготовленные уже большинством регионов России.

Напомним, раньше такие документы всегда проходили обсуждение в министерстве, но реально ведомство могло только послушать региональных чиновников и дать им советы, что называется, по дружбе. Настоящие же решения принимались либо на заседаниях правительства по итогам рассмотрения этих же документов, либо в Минэкономразвития, которое располагало внятным инструментарием поддержки местных инициатив. Теперь таким инструментарием располагает Минрегион. И совершенно очевидно, что его качественное использование будет еще одной головной болью для ведомства. Ведь Козаку и его подчиненным придется не только согласовывать региональные стратегии и планы с утвержденными ФЦП и другими инструментами федеральной поддержки. Козаку придется «разруливать» конкурирующие или дублирующие проекты, смотря при этом на страну не с точки зрения ее административного деления (каждому губернатору хочется иметь под рукой и крупный завод, и автомагистраль, и особую зону), но – что сложнее – с точки зрения макрорегионального масштаба.

Наконец, еще один важный вопрос, для решения которого Дмитрию Козаку придется побороться с министром финансов, а теперь и вице-премьером Алексеем Кудриным, касается налогов. Точнее, распределения налогов между уровнями бюджетной системы. А в более глобальном плане – внедрения в практику реальных экономических стимулов для региональных руководителей, чтобы заинтересовать их в более динамичном развитии собственных территорий.

Пока напрямую Минрегион на эту тему громко не высказывался. Козак предпочел говорить о введении фактически элементов «капиталистического соревнования», при которых наиболее успешные регионы могли бы рассчитывать на награду от фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Зато о налоговых преференциях для ряда регионов в последнее время говорят очень часто, и говорят на самом верху. Так, на прошлой неделе о возможности введения спецальных налоговых режимов на Чукотке, Камчатке, Сахалине и в Магаданской области заявил премьер-министр Виктор Зубков, которого на такие высказывания сподвигла собственная поездка по Дальнему Востоку. А вчера о том же сказал нынешний полпред президента в ДФО Олег Сафонов. По его мнению, развитие Дальнего Востока требует внесения изменений не только в налоговую, но и в тарифную и инвестиционную политику. «Необходимо снижение тарифов на перевозку грузов по железной дороге для того, чтобы наиболее полно использовать БАМ, который в настоящее время загружен не более чем на 30%. Пассажирские поезда там не ходят», – пояснил полпред. «Есть миграционные проблемы, нехватка рабочих мест, отсутствие перерабатывающих производств», – добавил Сафонов.

Таким образом, не исключено, что в данном вопросе у Дмитрия Козака будут мощные союзники. Вопрос, правда, стоит глубже. Важно ведь не просто найти «болевые точки» и дать им «лекарство» в виде преференций и льгот разного калибра. Важно не ошибиться, чтобы не создать, с одной стороны, новые «черные дыры» для бюджета, а с другой – «стройки капитализма», от которых могут пострадать и ныне здравствующие регионы (например, за счет резкого перетока кадров).

Понятно, что обозначенные вопросы – далеко не единственные. Ведь заниматься Дмитрию Козаку и его команде придется не только новыми, но и уже существующими проектами. По ходу решая более глобальные задачи. От нового министра изначально на местах ждут очень многого. Ведь, по сути, впервые за долгие годы Минрегион превратился из фиктивного ведомства в реальное министерство с сильным руководителем и мощным инструментарием.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Эдгар Хау

Когда человек говорит, что деньги могут все, знай: у него их нет и никогда не было.

 

Сделать стартовой