Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


«Системная интеграция позволяет меньше ошибаться» (газета "РБК daily", 1 ноября 2007)

«Системная интеграция позволяет меньше ошибаться» (РБК daily)

1 ноября 2007

Интервью с президентом группы компаний «Систематика» Леонидом Гольденбергом

Управление предприятиями в России выходит на новый этап. Сейчас уже сложно найти компанию, которая не нуждалась бы в профессионально созданной ИТ-инфраструктуре для осуществления бизнес-процессов. А доля рынка услуг в сфере системной интеграции уже через несколько лет достигнет половины ее объема. О тенденциях на рынке системной интеграции корреспонденту РБК daily ВЛАДИМИРУ ГАВРИЛОВУ рассказал президент ГК «Систематика» ЛЕОНИД ГОЛЬДЕНБЕРГ.

— Что сейчас представляет собой российский рынок системной интеграции?

— Рынок системной интеграции — достаточно широкое понятие. Он является частью глобального рынка оказания услуг в области информационных технологий. В России данный рынок пока еще находится в стадии формирования, прошел в своем развитии несколько этапов и продолжает довольно бурно развиваться.

На ранних этапах заказчик планировал работу следующим образом: у нас есть собственный ИТ-департамент, который может решить интересующую нас задачу, и для ее решения нужны определенное оборудование и программные средства. В этой ситуации ИТ-компании приходилось выполнять всего лишь функцию логистического центра: все, что от нее требовалоcь, — собрать заявленное количество коробок в одном месте и отгрузить заказчику. Работа в таком режиме приводила к тому, что количество неустановленного и неработающего оборудования превышало все разумные пределы, так как покупалось не совсем то, что нужно, и использовалось не совсем по назначению.

К счастью, эпоха глобальной компьютеризации прошла и началась эпоха информатизации, интенсивного развития ИТ-инфраструктур предприятий. Топ-менеджмент начинает понимать, как правильно использовать информационные технологии и получать выгоды от их внедрения. Понимать, что внедрение ИТ-технологий не цель, а средство достижения цели. Заказчики уже более четко формулируют свое видение, которое теперь выглядит следующим образом: у нас есть грамотные специалисты, которые могут поставить задачу, а вы, уважаемый исполнитель, предложите нам возможные варианты решений. В этом случае вся ответственность за результат ложится на системного интегратора, и он более грамотно подходит к вопросам достаточности оборудования и программного обеспечения. Как только данные процессы переосмысления завершатся, российский ИТ-рынок вступит в стадию зрелости. На Западе в сфере системной интеграции доля услуг составляет 70% и лишь 30% — это поставки «железа». В России до недавнего времени было как раз наоборот, но мы приближаемся к уровню 50х50. А это уже неплохой показатель.

— Какие задачи в основном ставятся заказчиками?

— Все зависит от конкретного заказчика и сегмента, в котором он работает. Если это крупное коммерческое предприятие, то в первую очередь требуется построение систем управления, анализа производства и энергосбережения. Менеджеры новой формации хотят управлять предприятиями на основании общепринятых рыночных принципов. Они хотят получать из ИТ-системы данные, которые смогут анализировать и на их основе принимать правильные решения. Но это совсем не значит, что программное обеспечение сможет заменить людей, хотя раньше существовало мнение, что если поставить бухгалтерскую программу на компьютер, то можно уволить всю бухгалтерию. Естественно, это невозможно, но система позволит им меньше ошибаться и оптимизировать бизнес-процессы и ресурсы.

В области государственного управления требуется построение программ другого рода. Например, это системы автоматизации деятельности органов соцзащиты населения, создание социальных регистров населения, информационных порталов, центров сбора и анализа информации. Востребованы проекты по внедрению так называемых социально-платежных карт. Технология таких электронных карт позволяет использовать социальную карту как банковскую, например при расчетах за услуги ЖКХ, за льготный проезд на транспорте, за лекарства и медицинские услуги, причем автоматически учитываются права на льготы и скидки. Таким образом, социальная помощь государства становится более адресной, повышается прозрачность оказания государственных услуг.

— Какое оборудование используется для этого? Необходимы ли специальные разработки под тот или иной проект?

— Когда речь идет о больших объемах обрабатываемой информации, базы данных занимают терабайты пространства на дисках, и чтобы работать с ними, естественно, нужны мощные аппаратно-программные комплексы. Система формируется исходя из поставленных задач. Но строится она из отдельных блоков — компьютеров, серверов, программного обеспечения от ведущих мировых производителей. Задача системного интегратора — разработать архитектуру, подобрать оборудование, конфигурации, максимально отвечающие требованиям системы, интегрировать его в единое информационное пространство.

— С учетом того, что рынок системной интеграции еще формируется, можно ли начинающей компании влиться в этот бизнес с нуля?

— Компания — это люди и имя. Без хороших кадров вероятность того, что компания выйдет на рынок и сразу займет на нем прочное место, ничтожна. Мой ответ: нет. Нужно минимум два или три года, чтобы набраться опыта, который позволит успешно конкурировать на рынке. Только после этого можно рассчитывать на успех бизнеса. И самое трудное в период становления — удержать людей.

— Ощущается дефицит кадров?

— Люди — наше главное богатство. На рынке острый дефицит квалифицированных кадров. Система высшего образования не готова выпускать квалифицированных специалистов, вчерашние студенты — это «полуфабрикат», их еще многому приходится учить. Но как только они становятся специалистами, велика вероятность, что за сумасшедшие деньги его перекупит другая компания. Есть целая категория людей, которые «бродят» по рынку, не задерживаясь подолгу ни в одной компании. У них есть опыт, они участвовали во многих проектах, но стоят они неадекватно много. Даже если их и взять, то высока вероятность того, что они не оправдают надежд, а будут просто получать зарплату, не выполняя должным образом своих функций. Это бич растущего рынка. Поэтому, на мой взгляд, можно и нужно учить молодых. У них хотя бы присутствует какая-то первоначальная лояльность к компании, и есть шансы, что они успешно проработают в ней первое время.

— Недавно произошло слияние «Систематики» с компанией TopS Business Integrator, обладающей большим опытом консалтинга и внедрения бизнес-приложений на основе решений SAP, Oracle и Microsoft. Чего вы ждете от этой сделки?

— Компания «Систематика» имеет сильные позиции в госсекторе и огромный опыт управления крупными, территориально-распределенными проектами, сложными по срокам. Но в какой-то момент встал вопрос, куда двигаться дальше. Стало очевидно, что компании нужна технологическая экспертиза, выход в другие отрасли, дальнейшее развитие. Но самостоятельное развитие компетенций требует значительных вложений и ресурсов, особенно временных. Это законы рынка. Мы выбрали оптимальный для нас путь — слияние с теми компаниями, которые наиболее развиты в нужных направлениях и не являются прямыми конкурентами. В итоге компании будут дополнять друг друга, и мы получаем умножение компетенций. В нашем случае произошло именно так.

— Какие перспективные проекты вы развиваете сейчас?

— Группа компаний «Систематика» объявила о покупке бизнеса группы компаний «Аэро Солюшенз», ведущего российского RFID-интегратора. Это очень перспективное направление, подразумевающее не просто производство RFID-меток, а комплексов, позволяющих осуществлять автоматическую идентификацию. К примеру, как мы покупаем продукты в супермаркете? Сначала подъезжаем с тележкой, а потом выкладываем все на лоток перед кассиром. После того как кассир произведет все манипуляции с лазерным сканером, опять все кладем в тележку. А теперь представьте, что на упаковку прикреплены крошечные метки и будет достаточно просто проехать через специальный детектор со скоростью не более 40 км/ч, и компьютер сам считывает, какие продукты вы покупаете. В этом случае не требуется все выкладывать, просто берем распечатанный список и платим. Естественно, это очень экономит время.

Применять такие системы можно не только в супермаркетах. В первую очередь это складской учет. Или представьте, что во многие детали автомобиля встроены крошечные RFID-метки, которые обнаружить почти невозможно. В этом случае сколько бы преступники ни пытались перебить номера и перекрашивать кузов, на любом милицейском посту угнанная машина обнаруживалась бы в два счета. Это лишь некоторые примеры, сфера применения этой технологии постоянно расширяется, и мы планируем развивать это перспективное направление дальше.

Леонид Гольденберг родился 27 мая 1954 года в Москве. С 1998 по 2004 год руководил компанией «Аквариус». В 2003 году был назначен президентом «Национальной компьютерной корпорации», холдинга, в который помимо группы компаний «Аквариус» вошли «АНД Проджект», Landata и OCS. С 2004 по 2007 год — председатель правления компании «Систематика». В 2007 году компании «Систематика» и TopS Business Integrator (TopS BI) образовали группу компаний «Систематика», а Леонид Гольденберг был назначен ее президентом.

Группа компаний «Систематика» занимается реализацией комплексных проектов в области системной интеграции, консалтинга и создания бизнес-приложений для государственных структур, промышленных предприятий и холдингов, торговых компаний и финансовых учреждений. Специализируется на системах управления предприятием, поддержки принятия решений, информационно-аналитических системах, системах документооборота, электронных архивах, системах автоматизации государственных органов и др. Группа объединяет компании «Систематика», TopS Business Integrator, «АНД Проджект». Общее количество ее сотрудников превышает 1000 человек.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Ф. Котлер

Клиент не зависит от нашего существования. Это мы полностью зависим от него.

 

Сделать стартовой