Антикрысиная смазка и говорящие утюги (журнал "Эксперт online", 10 октября 2007)
Антикрысиная смазка и говорящие утюги (Эксперт online)
10 октября 2007
«Голден телеком» во всеоружии выходит на региональный рынок широкополосного доступа в интернет. В активе у компании антивандальные ящики, антикрысиная смазка для магистральных кабелей и мини-ПТУ для монтажников. К 2010 году все это, а также услуги широкополосного доступа в интернет появятся в 65 городах РФ.
Группа компаний «Голден телеком» и ее дочерняя компания «Корбина телеком» сегодня подвели первые результаты региональной интернет-экспансии. Три месяца назад они запустили проект Triple-65, согласно которому компании планируют строительство оптоволоконных сетей (Fiber To The Building, FTTB) в 65% домохозяйств из 65 городов РФ с общей абонентской базой около 65 млн человек (24 млн домохозяйств). Из трех чисел 65 и комплекта предоставляемых услуг (Triple Play) и сложилось название проекта – «Triple 65».
На первом этапе планировалось опутать оптоволокном 12 городов РФ, но компаниям удалось опередить график на 50%, и к 2007 году «Голден телеком» подключил 11,6 млн домохозяйств (34,9 млн человек) в 24 городах.
По словам главного управляющего «Голден телекома» Жан-Пьера Вандромма, объем инвестиций в проект составит около 640 млн долларов (стоимость оборудования и прокладки кабеля до каждого абонента), еще 650 млн долларов – это «обычные» инвестиции в развитие компании. Таким образом, общий объем инвестиций «Голден телекома» в 2007−2010 годах составит 1,3 млрд долларов.
К выходу в регионы «Голден телеком» и «Корбина» подготовились серьезно, учитывая московский опыт. Больной темой для любого провайдера, в том числе и «Корбины телеком», является служба технической поддержки, куда подчас невозможно дозвониться, и монтажники-ремонтники, которых приходится ждать по несколько дней. Генеральный директор «Корбины» Александр Малис заявил, что сейчас ожидание на телефонной линии техподдержки «Корбины» не превышает пяти минут, а в Москве постоянно трудятся 600 монтажников. К сожалению, зачастую их квалификации не хватает на весь спектр необходимых работ. Это «Корбина» поняла уже давно и открыла своеобразные мини-ПТУ при своих монтажно-ремонтных службах. Теперь такие же курсы профподготовки будут открыты и в других городах, которые подпадают под экспансию «Голден телекома». По словам Малиса, самое сложное – заставлять монтажников мыться каждый день и мыть руки перед прокладкой кабелей. Если первое требование – это репутация компании перед абонентами, то второе может навредить оборудованию: оставшиеся после еды кусочки пищи и жир могут привлечь крыс, которые перегрызают кабели и оставляют людей без интернета. Впрочем, как отмечает Малис, сейчас и это не проблема: кабели изнутри покрывают специальной смазкой, которая крысам не нравится. Да и сами кабели весьма прочны: в качестве примера всем присутствовавшим на пресс-конференции выдали по кусочку используемого компанией оптоволокна, а Вандромм даже предложил устроить на кабеле «Голдена» выступление канатоходцев.
Кроме того, журналистам продемонстрировали новый антивандальный ящик для коммутатора и предложили его взломать при помощи основных, по выражению Жан-Пьера Вандромма, «хулиганских инструментов» – фомки и кувалды. Призом взломщику должна была стать бутылка шампанского. Ящик справился – шампанское осталось у «Голдена».
Прирост абонентов в компаниях за последние три месяца шел быстрыми темпами. В Москве за этот период «Голден телеком» и «Корбина» подключили к своей сети широкополосного доступа 65 тыс. абонентов, тем самым доведя общее количество абонентов до почти 300 тыс. В столице «Корбине» осталось подключить к своей сети 5 тыс. из примерно 30 тыс. домов. По словам Александра Малиса, это будет сделано в течение полутора лет. В России число абонентов компаний за последние три месяца увеличилось на 86 тыс., до 383 тыс. человек.
В «Корбине» надеются на продолжение темпов. И к этому есть все предпосылки. По оценкам J’son & Partners и «Ренессанс капитала», рынок фиксированной связи вырастет с нынешних 10,1 млрд долларов (данные за 2006 год) до 25,7 млрд в 2010 году. Причем рост в 15,6 млрд долларов должны обеспечить обычное развитие бизнеса (так называемое business as usual), а также увеличение регионального и столичного спроса на услуги широкополосного доступа в корпоративном и розничном секторе.
«Люди будут вынуждены покупать широкополосный доступ, – уверен Александр Малис. – Если у них есть компьютер, им захочется больше развлечений. К примеру, листать фотографии в интернете, как в домашнем альбоме. Сейчас людей, избалованных ШПД, раздражает уже задержка в 2−3 секунды при загрузке картинки».
Еще один козырь, который «Голден телеком» с «Корбиной» могут предложить своим клиентам, – это IPTV, интернет-телевидение на основе решения от Microsoft, которое было представлено в июле 2007 года. Пока что сервис все еще находится в тестовом режиме, к нему подключены около 600 абонентов. Пополнение интерактивного видеопроката – «видео по заказу» (video on demand) – тоже пока не работает в заявленных объемах. В середине июля, по словам Малиса, в фильмотеке было около 100 фильмов, и планировалось добавлять по 30 картин в день. Получается, сейчас у «Корбины» должно было быть уже около 2 500 фильмов в базе, но их всего 400. Однако, как заявил Александр Малис, компания получает от тестовых клиентов восторженные отзывы. В регионах, которые в силу отсутствия большого количества эфирных каналов охотно подключаются к платному телевидению, IPTV может сыграть большую роль в повышении среднемесячного дохода с абонента. Сейчас со всеми предлагаемыми сервисами среднемесячный доход с абонента (ARPU) планируется в размере 25−40 долларов. Платформа IPTV «Корбины телеком» будет использоваться для предоставления сервиса и на Украине, а к 2009 году, согласно планам компании, интерактивное телевидение будет доступно для 11,7 млн людей во всех «проектных» 65 городах.
Единственными конкурентами «Голден телекома» в проекте Triple 65 являются межрегиональные компании связи (МРК), входящие в холдинг «Связьинвест». Но то, что «Голден» создает национальную сеть, практически ставит ее вне конкуренции. Для объяснения выгоды использования такой сети Жан-Пьер Вандромм привел простой пример: «Скажем, у вас торговая сеть в 20 городах России. Вам надо обеспечить каждый магазин сети в каждом городе интернетом. У вас есть два варианта: договариваться примерно с 11 компаниями для каждого региона или прийти к нам. Арифметика простая: 11 или один».
Пропасть между ценами на интернет в Москве и регионах огромна (в Москве благодаря ценовой войне между компаниями тарифы за доступ в интернет упали на порядок), и «Голден телеком» не планирует покрывать ее одним скачком. Сначала абонентам будут предложены цены на 30−40% ниже местных, потом они постепенно будут снижаться. На самом деле победить местных провайдеров и получить необходимые разрешения на работу в регионе – большая проблема, поэтому отделы специально обученных сотрудников «Голден телекома», по словам Александра Малиса, «круглосуточно обивали пороги всевозможных регуляторов и ДЕЗов, являлись к чиновникам из унитаза и говорили из утюга». Это и обеспечило успех «Голдена» – сейчас у компании есть все необходимые лицензии.
Планируется, что к 2010 году в России у половины (26 млн) домохозяйств будет ПК. Все они – реальные или потенциальные пользователи широкополосного доступа. В этом же году «Голден телеком» планирует завершить свой проект Triple 65 и опутать оптоволоконными сетями 42,3 млн человек в 15,6 млн домохозяйствах. По мнению представителей как «Голдена», так и «Корбины», это поможет вывести Россию на лидирующие мировые позиции по использованию широкополосного доступа в интернет.
Главная страница Дайджеста журналов
Посмотреть все статьи этого раздела