Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Экстренная посадка ( журнал Эксперт Online, 27 марта 2009 )

Экстренная посадка ( журнал Эксперт Online,  27 марта 2009 )

Несмотря на то что вопрос об отставке Валерия Окулова власти считали решенным уже давно, интрига в этом деле сохранялась вплоть до самого последнего момента.

Алексей Хазбиев, редактор отдела инфраструктурных отраслей журнала «Эксперт»

Во-первых, сам пункт о смене гендиректора [1] авиакомпании появился в повестке дня совета директоров прямо перед заседанием. Во-вторых, государство хоть и владеет 51% акций «Аэрофлота», но в совете директоров авиакомпании большинства у него нет. Из 11 членов совета лишь четверо представляют интересы федерального центра и обязаны голосовать в соответствии с директивой правительства. Еще по два места закреплены за менеджментом авиакомпании и независимыми директорами. Наконец, оставшиеся три директорских кресла контролирует владелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев, которому принадлежит около 30% акций «Аэрофлота». Именно Лебедев, жестко высказывавшийся против смены гендиректора «Аэрофлота», за несколько часов до голосования неожиданно для всех изменил свою позицию.

В результате за отставку Валерия Окулова и назначение Виталия Савельева проголосовали все члены совета директоров, кроме самого Окулова, который принял решение воздержаться. Министр транспорта и председатель совета директоров «Аэрофлота» Игорь Левитин не стал объяснять причину кадровых перестановок. Он лишь напомнил Окулову, что он вскоре станет заместителем министра транспорта, курирующим вопросы гражданской авиации, – соответствующие документы о его назначении находятся на утверждении в правительстве. По словам самого Валерия Окулова, его двенадцатилетний опыт руководства крупнейшей российской авиакомпанией поможет обеспечить решение государственных задач управления отраслью в рамках реализации транспортной стратегии России.

Замена Окулова на Савельева легко объяснима. Валерий Окулов так и не примкнул ни к одной из властных группировок, он всегда проводил независимую политику, руководствуясь исключительно интересами «Аэрофлота», что раздражало многих высокопоставленных чиновников. А открытая критика эксцентричного проекта мэра Москвы Юрия Лужкова и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова по созданию нового мощного конкурента «Аэрофлоту» [2] в лице авиакомпании «Росавиа» и вовсе приводила их в бешенство. Напомним, Окулов прямо заявил, что эта компания – «новый пузырь на авиационном рынке». Очевидно, что Виталий Савельев, имеющий тесные связи с правящей политической элитой, судя по всему, постарается избежать трений с чиновниками. Савельев имеет разнообразный менеджерский опыт, который, несомненно, пригодится ему в «Аэрофлоте». В частности, он возглавлял банк «Россия», был зампредом правления «Газпрома», а в «Системе» [3] отвечал за телекоммуникационные активы. Правда, Савельев никогда не работал в авиации. Но в нынешних условиях большого значения это не имеет. Минтранс России уже заявил, что «новый гендиректор „Аэрофлота” обеспечит преемственность в реализации стратегии развития авиакомпании». Тем не менее уже в ближайшее время можно ожидать практически полной смены команды Валерия Окулова. Эксперты считают, что «Аэрофлот» покинут как минимум семь топ-менеджеров, в том числе ответственных за финансы и производственную деятельность. На фоне беспрецедентного кризиса, разрастающегося на российском рынке авиаперевозок, это может привести к тяжелым последствиям для авиакомпании. В январе и феврале пассажиропоток на авиалиниях в России сократился почти на четверть. При этом «Аэрофлот» пока еще очень успешно противостоит кризисным явлениям. В январе пассажиропоток «Аэрофлота» [4], несмотря на кризис, вырос почти на 0,5%. А в феврале снизился примерно на 9%. По мнению аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, «Аэрофлот» значительно переигрывает рынок. С ним согласна и аналитик инвесткомпании «Велес капитал» Марина Иркли, считающая, что «Аэрофлот» выбрал не лучшее время для смены руководства. «За время нахождения у руля авиакомпании Валерия Окулова и его команды в развитии бизнеса „Аэрофлота” был достигнут существенный прогресс», – заявил Таченников. Но теперь ситуация может в корне измениться. Эксперты инвестбанка «Уралсиб кэпитал» в своем аналитическом обзоре прямо написали, что в краткосрочной перспективе ожидают временных перебоев в бизнесе «Аэрофлота», так как нынешняя бизнес-политика и структура управления пересматриваются. Если эти сбои действительно произойдут, то «Аэрофлот» может потерять заметную часть рынка, прежде всего на маршрутах из России в Европу и Азию, которую тут же займут иностранные конкуренты.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Уинстон Черчилль

Пессимист видит трудности при каждой возмож; оптимист в каждой трудности видит возмож.

 

Сделать стартовой