Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


«Волготанкер» затонул ( журнал "Эксперт online", 5 марта 2008 )

«Волготанкер» затонул ( журнал "Эксперт online", 5 марта 2008 )

Московский арбитражный суд по иску Федеральной налоговой службы (ФНС) вчера все-таки признал банкротом крупнейшее нефтеналивное пароходство России – ОАО «Волготанкер». На предприятии введено конкурсное производство. Арбитражным управляющим назначен Александр Волжанин, до этого проводивший в компании процедуру наблюдения.

Вадим Пономарев, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга»

В середине марта в Самарском арбитражном суде должно было начаться рассмотрение иска Росприроднадзора к нефтеналивному пароходству «Волготанкер» [1] о причинении им ущерба окружающей среде в результате аварии осенью прошлого года в Керченском проливе танкера «Волгонефть-139». Возмещение ущерба стоимостью 6 млрд рублей (на такую сумму природоохранными органами был выставлен иск) поставило бы крест на деятельности едва дышашего пароходства. Но сейчас перспективы этого дела выглядят незавидно – «Волготанкер» утянули на дно старые долги.

Вчера Московский арбитражный суд признал его банкротом. Согласно реестру, составленному временным управляющим Александром Волжаниным, общая сумма претензий кредиторов к «Волготанкеру» – 4,3 млрд рублей. Главный кредитор – государство. По мнению ФНС России, пароходство задолжало ему налогов на 2,5 млрд рублей, пеней и штрафов – еще на 1,8 млрд рублей. Для возврата долгов его имущество балансовой стоимостью около 7 млрд рублей должно пойти с молотка. Правда, с возвратом денег у кредиторов будут большие проблемы – из 353 судов, которые составляют 80% стоимости пароходства, интерес для других судовладельцев представляют менее четверти. Кроме того, банкротство «Волготанкера» и распродажа его имущества создают непонятную ситуацию для перевозчиков нефтепродуктов в навигации, которая откроется на реках России через два месяца. Поэтому, возможно, рапродажи судов не будет.

Напомним, проблемы с ФНС у «Волготанкера» (ВТ) начались с лета 2004 года, когда налоговики предъявили первые претензии пароходству по поводу доначисления налогов за 2001−2004 годы. А в 2005 году председателю совета директоров ВТ Александру Александровичу, исполнительному директору управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрею Азарову и главе датской компании Volgotanker Marine Services Илье Канцнельсону были предъявлены обвинения еще и в мошенничестве и легализации доходов. Кроме того, был наложен арест на счета и имущество пароходства – компании запретили заключать какие-либо сделки, в том числе и на грузоперевозки.

В 2006 году суда «Волготанкера» на реку не вышли, а в мае 2007 года пять из них были выставлены на торги. Однако внезапно торги отменили, а инспекция ФНС №6 подала иск в московский арбитраж о признании компании банкротом. 8 августа 2007 года суд иск удовлетворил, ввел на предприятии процедуру внешнего наблюдения и назначил временного управляющего – Александра Волжанина, возглавляющего самоуправляемую организацию арбитражных управляющих Центрального федерального округа. Отмена распродажи «Волготанкера» весной прошлого года была связана с тем, что простой его судов спровоцировал резкое падение общероссийского объема речных перевозок нефтепродуктов. Особенно это сказалось в пору обострения российско-эстонских отношений, когда эстонские власти демонтировали памятник Воину-освободителю в центре Таллина. Вскоре после этого ОАО РЖД ограничило железнодорожное сообщение с Эстонией, объяснив это «проведением летних ремонтных работ на полигоне Октябрьской железной дороги». Ограничения коснулось и транзита через Эстонию российского мазута, идущего в порт Таллин. В июне 2007 года по территории этого прибалтийского государства было перевезено на 15% меньше российского мазута, чем за аналогичный период 2006 года. Зато примерно на столько же увеличили его отгрузку морские порты российского Северо-Запада, куда мазут поступает по Волго-Балтийскому речному пути. В тот момент в отношении «Волготанкера» и было принято политическое решение не дожидаться начала официальной процедуры его банкротства, а явочным порядком выпустить часть его судов на перевозку темных нефтепродуктов по привычным для пароходства маршрутам, в том числе и северо-западные порты.

Суда «Волготанкера» в прошлогоднюю навигацию работали до того момента, пока позволяла ледовая обстановка на реках. При этом деньги на подъем судов и перевозку нефтепродуктов, по словам генерального директора предприятия Владимира Пермякова, пароходство получало от владельцев перевозимых нефтепродуктов. Очевидно, это была в первую очередь нефтяная компания «Роснефть», которая весной прошлого года (в пору подъема «Волготанкера») приобрела поволжское нефтеперерабатывающее наследство ЮКОСа – Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы, а также владельцы башкирской группы НПЗ. При этом суда «Волготанкера» оказались востребованы [2]не только по политическим соображениям. Экономика перевозок мазута, например, такова, что речной транспорт – это наиболее эффективный способ его транспортировки: по трубе мазут транспортировать без подогрева нельзя, а железнодорожные перевозки стоят втрое дороже речных. Кроме того, если брать башкирские нефтеперерабатывающие заводы, то только в распоряжении «Волготанкера» есть низкосидящие наливные баржи, которые могут подойти к их нефтеналивным эстакадам по рекам Кама и Белая.

Возможно, в результате этих перевозок «Волготанкер» и смог бы частично и постепенно удовлетворять требования кредиторов, если бы один из его танкеров – «Волгонефть-139» в ночь с 11 на 12 ноября прошлого года не разломился пополам в Керченском проливе. Из него в воду вытекло более 3 тыс. тонн мазута, и с этого момента судьба пароходства была предрешена.

Введение конкурсного производства в отношении «Волготанкера» предусматривает распродажу имущества должника. Но прежде чем она начнется, Александр Волжанин должен в течение двух месяцев окончательно сформировать реестр требований кредиторов. В результате этого, по некоторым данным, даже без учета иска Росприроднадзора задолженность пароходства может увеличиться вдвое.

Впрочем, вариант распродажи его имущества по частям в среде судовладельцев вызывает скептическое отношение – флот «Волготанкера» старый. За 100 судов из 353, находящихся в более или менее приличном состоянии, арбитражный управляющий сможет выручить не более 2 млрд рублей. Однако и эта сумма под вопросом: наиболее крупные игроки на этом рынке – группа компаний «Палмали», «Танкерный союз», «Навигатор», «Прайм шиппинг» предпочитают сами строить новые экономичные суда, и такое количество танкеров волжского пароходства им просто не нужно. Вряд ли флот «Волготанкера» в таком объеме заинтересует и владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина, организующего на северо-западе страны портово-транспортный бизнес и недавно купившего Северо-Западное и Волжское пароходства. В составе приобретенного им хозяйства есть небольшой танкерный флот, но он носит скорее вспомогательную функцию – основным профилем этих пароходств является перевозка сухих грузов.

Ситуация с речными перевозками нефтепродуктов также принципиально не изменилась – спрос на них по-прежнему превышает предложение. Однако этот спрос фактически исходит от одного крупного нефтедобытчика – нефтяной компании «Роснефть». И это дает основание предположить, что процедура банкротства «Волготанкера» пойдет по другому сценарию – большую часть его активов по согласованной с другими государственными структурами цене выкупят организации, аффилированные с «Роснефтью» (как это произошло и в случае с активами ЮКОСа, который, кстати, до 2000 года был основным акционером «Волготанкера»). Это значительно упростит логистическую схему транспортировки нефти с башкирской группы НПЗ, если они все же перейдут под крыло этой нефтяной компании.

Аналитик инвесткомпании «Финам» Константин Рейли считает, что для снижения долговой нагрузки «Роснефть» может разделить покупку активов «Волготанкера» с другой структурой, где также есть доля госсобственности. Например, с «Газпром нефтью». Что не исключает и того, что часть мелких активов волжского пароходства достанется небольшим речным перевозчикам или такой компании, как «Татнефть». Если такое принципиальное решение на уровне федеральных чиновников уже принято, то, как и в прошлом году, суда «Волготанкера» в ближайшие два месяца выйдут на перевозку мазута «Роснефти», не дожидаясь, пока Александр Волжанин сформирует окончательный список кредиторов.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Георг Кристоф Лихтенберг, немецкий физик, публицист, писатель-сатирик

Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.

 

Сделать стартовой