Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Евгений Федоров: «Грех зарабатывать на чужой слабости»

Евгений Федоров: «Грех зарабатывать на чужой слабости» (Финанс)

# 28 от 23-29 июля 2007

Наталья Шакланова, заместитель главного редактора «Ф.»


Председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы Евгений Федоров курирует в нижней палате парламента многие законопроекты, принятие которых вызывает бурную реакцию широкой общественности. Идеи с введением автоматизированной системы по учету алкогольной продукции, изгнание иностранцев с рынка и отправка всех казино после 2009 года в четыре зоны-резервации попали в топ-10 глупостей, порожденных умами российских чиновников и политиков («Ф.» №18). Перед уходом на каникулы депутат рассказал, насколько оправдали себя скандальные нововведения и что ожидать электорату от своих избранников осенью.

Евгений Алексеевич, сколько потеряет – и уже потеряла – казна от вступления в силу закона об игорном бизнесе?

– Ежегодно игорный бизнес приносил в федеральный бюджет около 40 млрд рублей. Пока нет статистики, на сколько упали доходы, но, по общим впечатлением – не слишком сильно, и до 2009 года, думаю, поступления сократятся незначительно. Но деньги в данном случае для нас не так важны, мы готовы были даже полностью от них отказаться. Заниматься игорным бизнесом так же плохо, как торговать оружием и наркотиками. Грех зарабатывать на чужой слабости. Многие это прекрасно понимают – не случайно же большинство регионов – 52, воспользовались своим правом досрочно прекратить деятельность игорных заведений. Мы должны были защитить россиян: 5–10 лет назад, когда все разваливалось, было не до этого, но как только экономика стабилизировалась, мы эту проблему решили. Социально незащищенные люди не поедут в четыре отведенные зоны – они предназначены для состоятельных людей, которые никак не могут обойтись без игры и могут себе это позволить.

Социально незащищенные люди могут в интернете играть, а закрыть виртуальное казино гораздо сложнее – оно же не у всех на виду работает…

– Это только так кажется. Если виртуальное казино зарабатывает три копейки, наверное, его будет сложно закрыть, но если это крупномасштабный бизнес, в который вовлечены тысячи людей, без всяких сомнений, он будет прикрыт. У меня нет ни тени сомнений на этот счет – это касается всех казино, как виртуальных, так и реальных.

Не уйдет ли игорный бизнес в тень?

– Не думаю, ведь в подполье невозможно развернуть нормальный бизнес с привлечением широкого круга клиентов. Разумеется, незаконное предпринимательство существует, но у нас есть реальные рычаги борьбы с ним. Я уверен: проблема нелегального игрового предпринимательства едва ли встанет острее, чем противозаконная деятельность в других областях. Для их решения существует уголовное законодательство. Добавлю: закон вовсе не запрещает игру как таковую. Если вы желаете со своим соседом по квартире играть в карты, пожалуйста, никто вам этого не запрещает. Можете рулетку поставить у себя на кухне и крутить сколько хотите. Но я считаю маловероятным возможность кому-то нелегально получать доход с вашего желания заработать.

До часа Х осталось два всего года – будут ли к этому времени подготовлены четыре зоны для игроков?

– Если наш бизнес чего-то хочет, он все быстро делает.

Как изменился рекламный рынок за год действия закона?

– Он навел порядок на рынке, так как конкретизировал ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. Исчезла путаница в терминологии, усилен контроль над завуалированной рекламой запрещенных товаров. Введены новые требования к содержательной и визуальной стороне продукции. В частности, в рекламе табака и алкоголя не только нельзя изображать сам процесс курения и употребления алкоголя, но и четко регламентирован порядок размещения модулей в СМИ. Ограничено использование образов медицинских работников, впервые установлены требования к продвижению биологически активных добавок, усилены меры по защите несовершеннолетних. Все эти меры направлены на защиту прав потребителей, обеспечение их точной и полной достоверной информацией.

Иногда закон выполняется лишь формально. Так, банки обязаны в своей рекламе указывать все условия по кредиту – если упомянут хотя бы один параметр. В метро в рекламных листовках узнать можно разве что про ставки, так как все дополнительные комиссии напечатаны микроскопическими буковками, которые и под лупой-то не разглядеть.

– Я обязательно обращу на это внимание Экспертного совета по рекламе, который я возглавляю. Мы специально поднимем этот вопрос, как и многие другие. Отдельные положения закона действительно требуют дальнейшего совершенствования и уточнения. Есть проблемы по части телевизионной, наружной, социальной рекламы, рекламы алкоголя, табака, пива, азартных игр, лекарств и медицинских услуг (прежде всего абортов). Крайне непрозрачна интернет-реклама. Данная отрасль отличается огромным потенциалом роста, хотя ее доля до сих пор остается незначительной, так как отсутствуют действенные механизмы точного контроля и регулирования.

Еще один нашумевший закон – о рынках. Иностранцев вроде прогнали с них, но что-то отечественных производителей не прибавилось. Еще не дошли?

– А как вы хотите, чтобы они пришли, если их разворачивают еще на подходе к городу и заставляют за бесценок все продавать перекупщикам? У нас 15 лет производитель жил своей жизнью, а торговые сети – своей, надо ломать эту систему. Но это задача другого закона – о торговле, который тоже уже разрабатывается. Закон о рынках довольно большой, 20 страниц, а об иностранцах там всего одна строчка, которая всех почему-то переполошила. Закон же совершенно не об этом – он о хозяине торговой площадки, его полномочиях, правах и возможностях, как он должен управлять, а органы власти с ним взаимодействовать.

В законе о торговле тоже будет маленькая строчка, которая всех взбудоражит?

– У нас не стоит такой задачи, поэтому с данным законом мы не торопимся. Планируется, что он будет вынесен на обсуждение в октябре-ноябре.

Внедрение системы учета спиртосодержащей и алкогольной продукции (ЕГАИС) вызвало очень много нареканий – как вы сами оцениваете ее работу?

– Приведу цифры: во втором-четвертом кварталах 2006 года поступление акцизов в бюджет от производства алкоголя почти на 30% превысило показатели 2005-го. За прошлый год сбор акцизов возрос на 3,9 млрд рублей, при этом полностью компенсированы и те 15 млрд рублей, не полученные в первом квартале из-за простоя производителей. Благодаря устранению недостоверного декларированного импорта рост платежей в бюджет с каждой единицы ввезенной продукции составил свыше 30%. Настолько же снизилась смертность от отравлений алкоголем. Словом, можно констатировать, что 2006-м значительная часть алкоголя вышла из тени и стала гораздо менее опасной для граждан и более прибыльной для бюджета.

Если так все хорошо, почему же глава ФНС Михаил Мокрецов призывает вообще отменить маркировку алкоголя?

– Налоговая служба говорит о том, что на рынке очень много поддельных акцизных марок, к тому же марки клеятся сбоку на бутылке, и при ее открытии не разрываются, поэтому теоретически их можно использовать несколько раз. Мы видим результаты работы ЕГАИС, и отказываться от нее нет никаких оснований. Благодаря системе контролирующие органы могут однозначно отличить нелегальную бутылку водки от легальной. Причем в любом месте, вплоть до прилавка магазина. Для этого нужен всего лишь стандартный компьютер и сканер штрих-кода. Никакие ухищрения, ранее помогавшие нелегальным производителям маскировать свою продукцию, теперь не работают. Система действует, другое дело, что при ее запуске возникло очень много сложностей, но давайте помогать налоговой службе, на которую легла вся основная нагрузка по контролю.

Насколько оправданной была передача парфюмерной продукции под контроль ЕГАИС?

– Под контроль попала только псевдопарфюмерия, так называемая продукция двойного назначения – спиртные суррогаты, которая можно как пить, так и использовать, скажем, в виде примочек. Это всевозможные освежители, лосьоны типа «Трояров», «Максимок», прикрывающиеся маркой парфюмерно-косметической продукции, чтобы избежать госконтроля. Большая часть парфюмерно-косметических товаров контролю не подлежит.

Что дал потребителям закон о туризме?

– С рынка ушли две трети липовых или слабых компаний, которые не смогли выполнить требования о финансовых гарантиях. Было где-то 10 – тысяч компаний, останется, по нашим прогнозам, 3-3,5 тысяч.

Финансовые гарантии стоят денег – из-за этого могут подорожать услуги туроператоров…

– Гарантии обходятся все в 1,5-2% от суммы – для большинства компании это копейки, и из-за этого никто не будет поднимать цены.

Эндшпиль

Чем будет заниматься создаваемая российская корпорация нанотехнологий (РКН)?

– У корпорации не будет каких-то научных лабораторий, ее задача – сконцентрировать силы государства в области высоких технологий. РКН будут выделяться средства на создание некоего технологического продукта, который принесет прибыль тем отраслям, где будет работать – медицине, химии, оборонной промышленности, судостроении, космосе, сельском хозяйстве, экологии, борьбе с терроризмом.

Установлен ли срок, по истечении которого будет оцениваться эффективность инвестиций РКН, которой предполагается выделить 130 млрд рублей?

– Если возникает такой вопрос по срокам, Дума может установить их на любом этапе. Если вы беспокоитесь о том, куда попадут народные деньги, не беспокойтесь. Думаю, что если бы эти 130 млрд рублей не были бы сконцентрированы в одном месте, а раскиданы по различным статьям, тогда они точно пропали бы.

Какие законы будут рассматриваться осенью?

– За лето надо подготовить несколько важных законопроектов, в частности, о торговле, о судостроении. 4 сентября в Думе будут рассматриваться законы о портах, о портовых зонах, о статистике, о малом бизнесе. С портами у нас полный завал, у нас их всего 86. Для сравнения: в маленькой Эстонии 33 морских порта, у Латвии и Литвы вместе не меньше, чем у России. Работа над законом протекает тяжело, идет колоссальная борьба за формулировки. В зависимости от того, кто победит, это будет документ, решающий какие-то административные проблемы на территории портов, или же позволяющий инвестировать в их инфраструктуру. Мы отстаиваем вторую позицию. Сейчас развитие портов искусственно ограничено. Например, у большинства арендовать причал можно только на один год – ну как бизнес может развиваться, если для продления аренды еще на год надо собрать полсотни подписей? Это жесточайшая консервативная система, которую очень сложно преодолеть.

Факты

Евгений Федоров родился в 1963 году в Ленинграде, окончил Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. Комаровского. В 1985–1988 годах – участник боевых действий в Афганистане. С 1990 года избирался депутатом Леноблсовета, депутатом Госдумы. В 1996–1997 годы – заместитель начальника департамента страхового надзора Минфина, в 1997–1998 гг. – заместитель руководителя аппарата Совета обороны при Администрации президента. До 2001 года – замминистра по атомной энергии. С декабря 2003 года – депутат Госдумы.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Винсент Ван Гог

В нашей душе может быть великий огонь. Но никто может так и не прийти погреться у него, потому что проходящие видят только струйку дыма.

 

Сделать стартовой