Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Последний short-fly Alitalia (журнал "Эксперт online", 16 октября 2007)

Последний short-fly Alitalia (Эксперт online)

16 октября 2007

Начался новый виток бесконечной истории о продаже убыточной итальянской компании. Опубликован short-list компаний, с которыми Alitalia ведет переговоры о госпакете — продаже 49,9% акций. Или точнее, хотела бы вести переговоры, так как некоторые кандидаты в неявной форме заявляют, что с ними вовсе и не разговаривали, или уж точно не так, как хотелось бы им.

Евгений Уткин

Аlitalia заявила, что ведет переговоры с шестью потенциальными покупателями, в их число входят международные авиакомпании Air France-KLM Group, Lufthansa и «Аэрофлот», а также американская инвесткомпания TPG Inc., итальянская частная авиакомпания AirOne и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре.

Итальянское правительство уже во второй раз пытается продать свой 49,9−процентный пакет в Alitalia, убытки которой за последние четыре года превысили 2 млрд евро. Начали думать о продаже около года назад, а в начале 2007 года был объявлен тендер, в котором участвовали 11 субъектов. Условия его были очень жесткими и постоянно менялись, что в результате и отпугнуло всех претендентов (в том числе и российское ОАО «Аэрофлот», которое отказалось от участия в конкурсе).

Дольше всех держался Карло Тото, который в июле со своей авиакомпанией AirOne остался единственным претендентом. В разговоре с “Экспертом Online” на семинаре Амброзетти в сентябре заявил, что никогда не отказывался от кризисной компании и его заставили это сделать. К его чести, он всегда и везде заявлял, что хочет получить, и у него достаточно ресурсов для покупки Alitalia. Может быть, потому, что его компания не котируется на бирже, а любое косвенное подтверждение больших авиаперевозчиков в интересе к итальянской компании вызывало падение котировок на несколько процентов (последняя такая интерпретация стоила Air France потери 2,98% рыночной капитализации).

Поэтому главы двух европейских компаний и не участвовали в предыдущем конкурсе, а все их заявления даже сейчас носят обтекаемый характер: «Да, мы можем рассматривать предложения, но не на таких жестких условиях, как в начале года». Более конкретен был «Аэрофлот», который недавно предложил около миллиарда долларов за Alitalia (но тоже не за кота в мешке, как было в первый раз).

За время объявления конкурса и по сей день в Италии были написаны тысячи страниц статей, содержащих слухи. Так случилось и после объявления нынешнего шорт-листа. Больше всего слухов о Air France. Все кому не лень уже написали, что французы являются фаворитами и об этом идут переговоры на уровне Проди—Саркози. Самый читаемый еженедельник Panorama в своей online версии даже озаглавил статью «Alitalia досталась Air France. Нужно только сказать об этом Рутелли и Формигони» (соответственно вице-премьер и губернатор Ломбардии, области со столицей в Милане, где базируется Alitalia). Там еще 20 сентября говорилось, что все уже решено. «Контроль достанется Air France, а Карло Тото достанется самая дойная линия Милан—Рим».

Деловая газета Finanza Mercati десяток дней назад поместила на первую страницу статью, крупно озаглавленную «Vodka in caldo per Alitalia». Это совершенно неудобоваримое с точки зрения итальянского языка название означает «Горячая водочка для Alitalia». Статья  рассказывала об интересе «Аэрофлота» и его поддержке со стороны министра экономического развития Пьерлуиджи Берсани. Статья допускала, что Берсани «болеет» за «Аэрофлот», так как это даст ему возможность разыграть энергетическую карту с Россией ( кажется, ему мало “Уренгойла” и других активов, которые достались тандему Eni—Enel и ОГК-5, который снова приобрел Enel).

Вероятно, у других компаний тоже есть свои любители и противники. Например, Карло Тото поддерживают «зеленые» (позавчера AirOne объявила, что она первая в мире использует на своих самолетах уникальный экологичный мотор производства компании CFM International, который не только более экономичен, но и уменьшает выброс вредных газов на 40%). Открыто поддерживает Тото и итальянский вице-премьер Франческо Рутелли. Он заявил (повторяя мысль того же Тото), что Alitalia сейчас находится в таком состоянии, что не имеет никакой силы переговоров и не может быть выгодно продана сейчас. Поэтому нужно отдать (продать) национальным игрокам, которые ее смогут поднять, а потом уже смотреть за рубеж.

Глава Alitalia Маурицио Прато заявил, что промедление смерти подобно (каждый день итальянский авиаперевозчик теряет около 1,5 млн евро) и консультации с компаниями завершатся к ноябрю. Он также надеется, что к концу года компанию удастся продать (иначе ей грозит банкротство, Еврокомиссия тщательно следит, чтобы не было помощи убыточной компании со стороны правительства — прим ред).

Скорее всего, в настоящее время остаются  в силе основные условия продажи госпакета, связанные с сохранением числа рабочих мест и маршрутной сети, которые стали причиной срыва предыдущих попыток продать авиакомпанию, а также бренд.

И здесь сильным игроком снова выступает Тото. Несмотря на более низкие зарплаты своим сотрудникам, у него никогда не было забастовок (то, чем по праву славится Alitalia!). Поражает его искусство договариваться с профсоюзами, а это в Италии тоже дорогого стоит. Недостатком является небольшой размер (хотя на итальянском рынке AirOne принадлежит 33%) и слабая география перелетов его авиакомпании. Но и тут Карло Тото может сказать свое слово: не являясь членом Star Alliance, он стал коммерческим партнером Lufthansa (на его самолетах так и написано: Partner of Lufthansa).

Другие европейские компании, может, и хотят Alitalia, но только на блюдечке с голубой каемочкой. Большой проблемой является и миланский аэропорт Мальпенза. Alitalia уже объявила, что сократит свои рейсы оттуда, уделив главное внимание римскому аэропорту Фьюмичино. Это вызвало огромное недовольство северных политиков во главе с Роберто Формигони. Он заявил, что экономика северных областей (и Италии, в конечном итоге) потеряет миллиарды евро в год.

Пока Alitalia хочет сократить свои рейсы из Мальпензы, глава низкобюджетной компании Ryanair Майкл О’Лери предложил 1 млрд долларов за 60 новых маршрутов из Мальпензы. Сегодня он праздновал круглую дату: «50 млн пассажиров, перевезенных из Италии и в Италию». По этому случаю компания (несмотря на низкие цены, очень прибыльна: за 2006 год — 435 млн евро), которая по своей капитализации превысила British Airways (8,269 млрд по сравнению с 7,104 млрд), объявила пакет билетов – 1 млн по цене 5,99 евро.

Но ей неинтересна Alitalia с ее сотрудниками, а интересны только новые маршруты. Кстати, Майкл О’Лери сказал: «Надеюсь, что Alitalia возьмет не итальянская компания, а иностранная, которая менее подвержена влиянию местных политиков. Кто победит? Вижу среди фаворитов TPG, но также Air France и Lufthansa».

И хотя, как говорят эксперты, все еще очень запутанно, но «Аэрофлот» не является фаворитом. Ждать, как говорят, осталось до конца года. А пока Alitalia собирается в последний полет.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Виктор Гюго

Худшее не может быть оправданием плохого.

 

Сделать стартовой