Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Калийные амбиции ( журнал Эксперт Online, 8 декабря 2008 )

Калийные амбиции ( журнал Эксперт Online,  8 декабря 2008 )

Компания «Еврохим-Волгакалий» претендует на звание пионера калийного бизнеса. Это подразделение крупнейшего российского производителя удобрений МХК «Еврохим» уже приступило к созданию «в чистом поле» нового крупного калийного предприятия, что станет первым подобным случаем в отрасли за последние четыре десятилетия. Как далеко продвинулись представители двух компаний на пути реализации своих амбиций, мы узнали у исполнительного директора «Волгакалия» Валерия Старцева.

Иван Рубанов, специальный корреспондент журнала «Эксперт».

– Создание собственного калийного производства на Гремячинском месторождении (Волгоградская обл.) ценой 2 млрд долларов – самый амбициозный проект «Еврохима». Не передумала ли компания запускать такую громадину в период финансового кризиса?

– Все идет по плану, никаких корректировок нет. К калийному проекту и его финансированию нет отношения «по остаточному принципу». Как и запланировали, в 2012 году выдадим первый продукт, в 2013 году выведем на полную мощность первую очередь.

– На какой стадии находится освоение Гремячинского?

– Сейчас мы заканчиваем проектирование. Калийные руды решено добывать шахтным способом, обогащение будет производиться флотационным и галургическим способами – наша технология будет аналогична той, которую используют на Верхнекамском месторождении «Уралкалий» и «Сильвинит», но более усовершенствованной и модернизированной. В активной фазе работы по созданию инфраструктуры: построена временная автодорога, заложен рабочий поселок на 2 тыс. мест, спроектирован железнодорожный узел, водозабор, рассматриваются два варианта энергообеспечения. Рассчитываем, что создание промышленной инфраструктуры, как и объектов соцкультбыта, частично будет профинансировано государством из Инвестфонда. Мы в Сочи презентовали этот проект Владимиру Путину. Он в целом его одобрил и посоветовал подготовить документы для рассмотрения проекта по государственно-частному партнерству в правительстве.

– За последние десятилетия несколько раз проекты создания новых калийных предприятий анонсировались несколько раз, но ни один так и не был реализован. Почему «Еврохим» решил развивать новый для него бизнес?

– С запуском горно-обогатительной фабрики на базе Гремячинского месторождения «Еврохим» станет первой в России и четвертой в мире компанией, выпускающей весь спектр минеральных удобрений: азотные, фосфорные и калийные. Поэтому развитие калийного бизнеса – один из наших приоритетов. Кроме того, у нас очень хорошее месторождение – оно крупнее, чем в тех проектах, о которых вы говорите, и обладает лучшей минералогией и геологией.

– Судя по последней цифре, вы решили встать в один ряд с действующими лидерами калийного рынка вроде «Сильвинита» и «Уралкалия». Но мне доводилось слышать скептические высказывания по поводу упомянутого вами качества Гремячинского месторождения и расточительности «Еврохима».

– В результате доразведки мы в большую сторону переоценили размер доступных запасов, что подтверждается результатами защиты в ГКЗ в ноябре 2007 года, и приняли решение увеличить проектные мощности с 2,3 млн тонн хлоркалия (это будет только первая очередь) до 4,6 млн тонн. Действительно, у нас глубина залегания калийных пластов около километра против 300−400 метров у «Уралкалия» и «Сильвинита», которые разрабатывают уникальнейшее Верхнекамское месторождение. Но в остальном наше Гремячинское даже лучше. Содержание полезного компонента в руде выше, около 40% KCl, что вообще является одним из самых лучших показателей в мире. Продуктивный пласт тоже мощнее, около 10 метров. Водозащитная толща над калийным пластом составляет от 80 до 300 метров, что определяет безопасную эксплуатацию месторождения и практически исключает возможность затопления нашего калийного рудника. А вы знаете, что в мировой практике затоплено 17 калийных рудников, в том числе два рудника «Уралкалия». Наконец, у нас хорошие условия залегания пласта. Пласт выдержанный, пологий, падение всего 2−4 градуса, в то время как на «Сильвините» залегание сложное, синусоидальное. Поэтому проходка горных выработок в нашем случае будет механизирована с помощью горнопроходческих комбайнов. Есть еще трудность с высокой обводненностью пластов до глубины в 550 метров. Это усложняет проходку вертикальных стволов – самую важную часть калийного предприятия. Но проблема отнюдь не критическая, сейчас известно много методов применяемых технологий проходки в таких условиях, в частности метод замораживания и метод тампонирования. Что же касается цены, «Еврохим» выиграл лицензию на Гремячинское в 2006 году за 106 млн долларов. После этого цены на калийную продукцию выросли в несколько раз, «Сильвинит» за лицензию на участок Верхнекамского месторождения в 2007 году отдал сумму на порядок большую. Теперь и в голову никому не придет сказать, что наше приобретение было неудачным.

– «Еврохим» – новичок в калийном бизнесе, опыта шахтных работ у компании нет, вообще с нуля калийные предприятия давно никто не строил. Как компания решает проблему с получением нужных ей технологий и кадров? Можно говорить о каких-то формах технического партнерства с действующими игроками?

– Никаких критических технологических проблем я не вижу. Мы объездили весь мир, были в Германии, Великобритании, в канадской провинции Саскачеван – смотрели и перенимали лучшие практики и технологии. Заключили договоры со многими профильными институтами, активно взаимодействуем с действующими производителями, за исключением разве что канадцев. Одного могу назвать – это компания K+S («Калий унд Зальц»). Что касается кадровой политики, это было первое, с чего начала компания «Еврохим», – с привлечения высококвалифицированных специалистов с действующих предприятий. Сначала в данный проект пригласили на должность технического директора Валерия Тихонова, руководителя одного из рудоуправлений РУП ПО «Беларуськалий», которое возглавлял более 15 лет; и меня на должность исполнительного директора «Еврохим-Волгакалия». Могу без ложной скромности сказать, что мы оба не только досконально знаем тонкости горного дела, но и имеем огромный опыт промышленного строительства. Конечно, этим количеством кадров на таком масштабном проекте не обойтись. Первая и вторая очереди горно-обогатительного комбината потребуют в среднем по 3 тыс. рабочих, и кадровая проблема, потребность в квалифицированных специалистах среднего и высшего звена, действительно стоит остро. Учитывая динамизм проекта, мы привлекаем специалистов действующих предприятий. Рассчитываем привлекать рабочую силу и с Украины. В поселке Стебники Львовской области размещалось калийное предприятие, которое после развала СССР закрылось. Мы попытаемся оптимально использовать трудовой потенциал данного предприятия, а также предприятия из г. Калуша Ивано-Франковской области. Гремячинское месторождение для нас это как очередная ступень, своего рода квалификационный экзамен. Конечно, одно дело работать на действующем предприятии, но стоять у истоков, создавать гигантский проект с нуля – это куда интереснее!

– А вы не боитесь столкнуться с затовариванием рынка и падением цен? Едва ли не все действующие игроки анонсировали планы по дозагрузке, расконсервации и расширению мощностей, а тут еще ваш немаленький проект.

– Все, кто в интернете анонсировал, в жизни не сделали. Я знаю ситуацию в отрасли, думаю, это ни у кого не получится. Вот РУП ПО «Беларуськалий», один из крупнейших в мире производителей, расширяется, строит новые рудники, но это только для поддержания мощностей. Про печальные события на «Уралкалии», где затоплено уже два рудоуправления, вы слышали.

– Наращивать производство на базе действующих мощностей куда проще и дешевле. «Уралкалий» утверждает, что ничто не помешает ему нарастить производство в полтора раза, «Сильвинит» это уже сделал и начинает строить новые шахты, у канадской PotashCorp огромный резерв незадействованных мощностей…

– Для серьезного наращивания производства надо делать очень жесткую реконструкцию предприятия на всех стадиях: от добычи руды до обогатительной фабрики. Самое сложное – строительство нового шахтного ствола (требует четыре года). Среди крупных игроков, может, «Сильвинит» и «Беларуськалий» добавят на рынок по миллиону тонн и то за счет оптимизации технологии, расшивки узких мест, ну, может, мелкие игроки еще один дополнительный миллион обеспечат. Но рынок эти объемы легко съест. Растет урбанизация, земель становится меньше – нужно интенсифицировать земледелие, а без нашего продукта это крайне затруднительно.

– И все же, как будет смотреться экономика вашего предприятия на фоне других крупных игроков, в частности по себестоимости?

– Мы будем лучшими!

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джон Харви-Джонс

Бизнес — это часто что-то вроде убийства люби детей, чтобы твои другие дети добились успеха.

 

Сделать стартовой