Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Естественный отбор ( журнал Эксперт online, 20 августа 2008 )

Естественный отбор ( журнал Эксперт online, 20 августа 2008 )

На туристическом рынке сложилась не самая благоприятная ситуация. Ряд крупных туроператоров находится в критическом положении: объемы заявленных на рынке программ превышают прогнозный спрос на некоторые направления, а темпы роста рынка несколько снизились.

Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»

Реалии рынка

Потенциал роста российского туристического рынка огромен. Так, если количество выезжающих за рубеж в туристических целях в Германии составляет порядка 85% от всего населения, в Великобритании – 75%, то в России этот показатель равен 5%, поясняет «Эксперту Online» вице-президент по туроперированию ВАО «Интурист» и генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. Однако если исходить из тех темпов роста экономики и благосостояния населения, которые наблюдаются в последнее время в России, можно сделать вывод, что поток российских туристов будет увеличиваться. Все последнее время темп роста в среднем составлял около 20% ежегодно, что само по себе является очень хорошим показателем. «Если даже допустить в перспективе увеличение количества выезжающих граждан за рубеж в туристических целях до 40–50% от всего населения, то эта цифра достигнет десятка миллионов туристов», – отмечает Тополкараев. С другой стороны, на туристическом рынке остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, опыта и денег», – подчеркивает он.

Российский туристический рынок отличает крайне высокий уровень конкуренции, а также серьезное расслоение: явно выделилась группа лидеров. Причем отрыв первой пятерки от преследователей существенный.

Характеризуя данный рынок, нельзя не отметить, что он является низкомаржинальным. «Это бизнес высокообъемный, но низкорентабельный», – говоритГеоргий Мохов, директор юридического агентства «Персона Грата». «У туроператоров уровень рентабельности составляет 2–4%, в лучшем случае 5%, –отмечает Тополкараев. – Поэтому любое колебание рынка в ту или иную сторону очень серьезно отражается на финансовых показателях игроков этого рынка».

А сейчас в РФ мы наблюдаем замедление роста турпотока на самые популярные направления. Причин тому несколько. Во-первых, это ипотека – кредитная удавка, на которую многие подсели, говорит директор по продажам и маркетингу ООО «Коллаж-сервис» Георгий Леонтьев. Во-вторых, резкое подорожание топлива. Как отмечает Виктор Тополкараев, перед началом летнего сезона туроператоры имели прекрасные характеристики раннего бронирования. Причем они были существенно лучше, чем показатели прошлого года. Однако с мая началась волна повышений цен на авиатопливо, что привело к соответствующему росту цен на авиабилеты. «Начиная с мая мы начали получать по два-три повышения цены на перевозку в месяц. И, к сожалению, это происходило не всегда цивилизованным образом. По контрактам нас должны предупреждать как минимум за две недели, делалось это часто задним числом. Понятно, что туроператор не может добирать деньги постоянно. Поэтому приходилось подтверждать туры по заранее объявленной цене, имея однозначный убыток», – говорит он.

Помимо этого на рынке наблюдается серьезный рост количества людей, не первый раз выезжающих за рубеж. По данным исследования, проведенного Comcon Research International для Rixos Hotels в 2008 году, среди 1000 человек около 36–37% жителей Москвы и Санкт-Петербурга посетили 4 и более стран за последние 3 года, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде две трети опрошенных отдыхали в одной или двух странах, однако не первый раз. Таким образом, поездка за рубеж уже не воспринимается как нечто неординарное. Не нуждаясь в консультациях менеджеров турагентств, все большее число туристов предпочитает самостоятельно заказывать турпродукт через интернет. «Нехватка кадров в результате неоправданного количества туроператов на рынке сказывается на том, что зачастую клиент более профессионален, чем продавец, – отмечает Леонтьев. – Обладая соответствующими навыками, многие уходят в online-бронирование». Это еще один фактор, повлиявший на отток клиентов.

Цена роста

Замедление рынка спровоцировало не только поведение туристов, но подчас и действия профессиональных участников, идущих на слишком смелые шаги. Виктор Тополкараев обрисовал данный механизм на примере нынешнего состояния рынка Греции. По его словам, в этом году на греческий рынок вышло несколько крупных игроков. Был поставлен чрезмерный объем перевозки, который абсолютно не соответствовал ни объемам рынка, ни ожидаемым темпам его роста. Соответственно, это привело к тотальному демпингу: туры продавались откровенно ниже себестоимости. Причем это типичный пример развития российского туристического рынка, отмечает он. «Легкость вхождения на рынок затмевает глаза, никто не просчитывает риски, – соглашается Леонтьев. – Демпинг и вытеснения – это реальность. Бывает, что компания, которая занимается ценовой конкуренцией, сама же в итоге уходит с рынка».

Ситуацию на рынке в зимнем и летнем сезоне определил прошлогодний летний сезон, который был крайне удачным. Игроки рынка, работающие на нем давно, заметили такую закономерность: заработанные в результате удачного сезона на турецком направлении деньги сливаются на египетском направлении зимой. Не стал исключением и прошлый зимний сезон. Этой зимой в Египте наблюдался массовый overbooking (перебронирование или продажа одного и того же места в отеле). Как объясняет Тополкараев, это было связанно с тем, что произошло резкое увеличение турпотока с европейского рынка из-за изменения курса доллар-евро. «Европейские рынки сильно увеличили свои квоты, а египетские отели, исторически зная, что европейский рынок может недозагружаться процентов на 20 по отношению к контрактам, прибавив еще примерно 20%, продали этот объем на российский рынок», – говорит он. Таким образом, сложилась ситуация, что мест в отелях не было физически. В итоге на очень тяжелый по массовым направлениям зимний сезон накладывается не менее тяжелый летний сезон. «По многим направлениям в этом году происходил перезаказ на авиаперевозки на 15–20%, а то и больше. Возникают спецпредложения, рынок начинает лихорадить. Это приводит к тому, что в конечном счете рынок оказывается убыточным», – соглашается президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Потеряв на одном сезоне, туроператоры получили определенную финансовую дыру. Так как бизнес низкорентабельный и довольно сложно рефинансировать убытки за счет других источников, у туроператоров остается всего два варианта дальнейших действий: либо нужно признать себя банкротом и уйти с рынка, либо продолжать бизнес за счет увеличения оборотных средств, с помощью которых будут покрываться убытки прошлых периодов. Подобный механизм напоминает финансовую пирамиду: за деньги следующих клиентов покрываются потери, понесенные ранее. Это повторяется от сезона к сезону, а финансовая дыра все нарастает, говорит Виктор Тополкараев. «В условиях нехватки финансовых ресурсов раскрутка пирамидальной схемы вероятна в любом бизнесе. И туризм не является исключением», – отмечает Шпилько.

Позитивно то, что, по мнению игроков рынка, у туроператоров, которые потратили много времени на выстраивание своего бренда, финансовые трудности на качестве услуг почти не отражаются. Потребитель видит качество продукта туроператора уже за рубежом, так как в России он с ним фактически и не сталкивается, а работает через турагентство. Практически все крупные туроператоры стремятся на своих основных направлениях иметь собственную принимающую компанию либо иметь серьезные рычаги влияния на нее. Это связано как с чисто экономическим эффектом (получение части прибыли, которая продуцируется на той стороне), так и обеспечение качества и достойного представления лица компании за рубежом. «Как правило, крупные туроператоры имеют ряд базовых отелей, куда они в основном направляют своих туристов. Все контракты на расселение в такие отели делаются задолго до наступления сезона и соответственно частично проплачиваются», – отмечает Тополкараев.

Демпинг торжествует

Впрочем, в нынешнем демпинге есть и положительные моменты. В среднесрочной перспективе, если рынок никаким другим способом расти не может, наверное, это хорошо, говорит Тополкараев. За счет этого серьезно расширяется клиентская база туристического рынка в целом. В условиях демпинга за рубеж едут люди, которые могли бы позволить себе такую поездку в лучшем случае через несколько лет. Однако в краткосрочной перспективе такой механизм может привести к серьезному ослаблению российских туроператоров, вплоть до банкротства. «Сегодняшнее положение ряда российских туроператоров мне напоминает езду на велосипеде: стоит остановиться ,и ты упадешь. Поэтому они и не останавливаются», – говорит он.

Дополнительным фактором, способным еще больше усугубить положение туроператоров, станет принятие поправок к закону о туристической деятельности в РФ, которые депутаты и представители Всероссийского союза страховщиков (ВСС) планируют к обсуждению в осеннюю сессию Госдумы РФ. Как сообщил глава подкомитета по страховому законодательству комитета по финансовым рынкам Госдумы РФ Александр Коваль, планируется увеличить объем финансовой ответственности туроператоров, работающих на внутренних направлениях, с 0,5 млн до 1 млн рублей, а туроператоров, специализирующихся на международном туризме, – с 10 млн до 50 млн рублей. Как показывает опыт банкротства компании «Детур», не самой крупной в списке российских туроператоров, суммы в 10 млн рублей не хватает для удовлетворения требований пострадавших туристов.

«Для крупных туроператоров повышение финансовой ответственности – это благо, – говорит Тополкараев. – Для них это дополнительные финансовые затраты, но несущественные». А вот с точки зрения небольших профессиональных компаний это серьезная проблема. «Довольно сложно представить, каким образом региональная компания, которая осуществляет туроператорство в небольших масштабах, сможет обеспечить финансовую гарантию на такую сумму», – говорит он. В этой связи на Западе есть отработанный механизм: уровень финансовых гарантий определяется теми объемами, которые компания имеет по полетным программам.

Таким образом, на данном этапе развития рынка это решение может быть и во благо: с рынка уйдут непрофессиональные компании. При этом надо иметь в виду, что также такая мера может выкинуть ряд честных, порядочных и высокопрофессиональных компаний, которые просто не будут иметь возможность обеспечить такие гарантии.

Последствия ситуации, складывающейся на российском туристическом рынке, ожидают уже к концу летнего сезона. «Возможно, уже этой осенью ряд туроператорских компаний будет вынужден уйти с рынка», – прогнозирует Тополкараев. Это в очередной раз всколыхнет рынок и пошатнет доверие конечных потребителей к туроператорам. Леонтьев считает, что «из-за планируемого повышения входного порога часть туроператоров уйдет в тень, часть сольется с другими, а 70% примут такие условия и заплатят». «Вряд ли будут банкротства, скорее слияние, поглощение и преобразования», – полагает Мохов. Тополкараев тоже считает, что часть туроператоров пойдет по пути выхода на рынок сделок M&A (слияний и поглощений). Хотя объективно покупателей на рынке туризма на сегодняшний день не очень много. Надежды на приход сюда крупных западных игроков неоправданны, так как туристическая отрасль на Западе также испытывает большие трудности. «У них бизнес крупнее и риски больше. Западные рынки больше реагируют на изменения ценовых параметров», – отмечает он.

Так или иначе, но все сходятся во мнении, что на рынке в скором времени произойдут изменения: уйдут те, кто не смогут выжить. Увереннее всего себя чувствовать будут крупные компании, позаботившиеся о диверсификации своих рисков.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джим Рон, великий мотиватор и бизнес-тренер

Научитесь отделять более важное от менее важного. Многие люди не делают успехов просто потому, что придают слишком большое значение незначительным вещам.

 

Сделать стартовой