Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Между строк (журнал "Эксперт online", 26 ноября 2007)

Между строк (Эксперт online)

Интервью главы ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) и председателя совета директоров АвтоВАЗа Сергея Чемезова, опубликованное в «Независимой газете», в той его части, которая касается тольяттинского автогиганта, вызывает двоякое ощущение. С одной стороны, могущественный руководитель гигантского холдинга (а сегодня президент утвердил его еще и в качестве главы «Ростехнологий») с какой-то прямо-таки детской обидой отвечает на вопрос журналиста об упреках в адрес топ-менеджеров из РОЭ, которых многие обвиняют в том, что они так и не смогли найти верный путь развития проблемного завода. С другой стороны, он делает несколько важных заявлений, которые остаются вне фокуса внимания читателя, увлеченного экспрессивными высказываниями, посвященными успехам нынешнего руководства предприятия.

26 ноября 2007

Денис Квасов

Председатель совета директоров АвтоВАЗа подчеркивает заслуги топ-менеджмента компании в части войны с криминалом, который якобы «еще два года назад правил бал не только на заводе, но и во всем городе Тольятти». По его словам, для «очистки авгиевых конюшен» понадобилась «полномасштабная войсковая операция с использованием оперативных и даже боевых возможностей российских спецслужб: ФСБ, МВД, Генпрокуратуры, чтобы очистить город от бандитов». Правда, складывается ощущение, что г-н Чемезов немного путает даты. По ощущениям живущих в Самарской области и, в частности, в Тольятти людей, беспредел вокруг автозавода с кровавыми разборками и горами трупов закончился еще на заре ХХI века, задолго до прихода на ВАЗ топ-менеджеров из РОЭ. Если последние с кем и воевали активно, так это с представителями группы «СОК», которые к моменту прихода госчиновников в Тольятти проникли в топ-менеджмент завода и практически контролировали сбыт автомобилей Lada, а также существенную часть поставок на предприятие материалов и комплектующих. Однако назвать это войной с криминалом сложно, скорее уж речь шла о переделе сфер влияния и выдавливании конкурентов.

Так или иначе, с г-ном Чемезовым можно согласиться в том, что РОЭ быстро и эффективно консолидировал в своих руках все финансовые потоки (потери от хищений и непроизводительных затрат за 2006 год сократились на 1 млрд рублей), полностью сосредоточил контроль за всеми сферами деятельности гигантского автозавода и провел масштабную кадровую чистку. Помешать дальнейшим планам РОЭ в отношении АвтоВАЗа сейчас просто некому. Однако тут-то и начинаются проблемы, которые, впрочем, Сергей Чемезов таковыми не признает.

«Что касается обвинений в наш адрес, что мы, дескать, не смогли разработать внятную стратегию для АвтоВАЗа, то я их считаю необоснованными. Во-первых, стратегия здесь может быть только одна – предприятие должно сохранить свои позиции и свою долю на национальном автомобильном рынке и при этом остаться производителем «народного автомобиля» для россиян», — заявил в своем интервью Чемезов. При всем уважении, назвать это программное заявление стратегией никак нельзя. Это – в лучшем случае цель. Стратегией же является четкая, продуманная и просчитанная программа действий по достижению поставленной цели, а вот такой программы у ВАЗа как раз и нет, что, кстати, с прискорбием признает даже нынешний президент завода — Борис Алешин.

Однако все вышесказанное, по сути, — лирика. Теперь о существенном. Сергей Чемезов как бы между прочим высказал несколько важных вещей, которые могут оказаться принципиальными для дальнейшего существования АвтоВАЗа. Во-первых, он подтвердил продолжение переговоров с российскими металлургическими компаниями о продаже им пакета акций завода. Напомним, ранее глава РОЭ заявлял, что небольшую долю предприятия предлагают акционерам «Северстали» и «Металлоинвеста» — Алексею Мордашову и Алишеру Усманову соответственно. Теперь к этому списку, по данным «Интерфакса» присоединился Магнитогорский металлургический комбинат, то есть – Виктор Рашников. Главная же новость заключается в том, что предлагаемый металлургам пакет акций вырос до блокирующего. Судя по интервью, Сергей Чемезов готов продать 25% АвтоВАЗа будущему партнеру в обмен на поставки высококачественного металлопроката по договорным ценам или, как он выразился, — «с целью сокращения издержек на качественное сырье». Также глава РОЭ подтвердил, что ведутся переговоры с потенциальным иностранным партнером, который нужен тольяттинскому предприятию для «кардинального улучшения качества продукции, но с сохранением ниши «народного автомобиля» с ценой в диапазоне 10−12 тыс. долларов». Максимальных успехов в этом направлении удалось добиться в переговорах с итальянским концерном Fiat, с которым уже подписан меморандум о намерениях. Параллельно продолжается «прощупывание» других компаний — GM, Renault, Magna. Кстати, возможность приобретения канадской Magna пакета акций АвтоВАЗа на днях озвучил и президент завода Борис Алешин.

В заключении разговора о тольяттинском автогиганте Сергей Чемезов сказал, что «в любом случае у государства останется блокирующий пакет акций АвтоВАЗа – 25% и 1 акция». «Именно при такой пропорции можно гарантировать соблюдение интересов как российского бюджета, так и самих заводчан. Не надо забывать, что развитие волжского автозавода имеет очень серьезный социальный подтекст, а благополучие АвтоВАЗа – это благополучие сотен тысяч людей», — подчеркнул он. В этом заявлении заключается суть всего блока, посвященного автозаводу. Ведь ранее все представители РОЭ, имеющие отношение к управлению предприятием, категорически настаивали на сохранении полного контроля (не менее чем 50% + 1 акция) за государством в лице госхолдинга. А бывший генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский, по одной из версий, и вовсе поплатился местом именно за готовность продать блок-пакет акций предприятия концерну Renault, когда тот всерьез рассматривал возможность стать совладельцем и стратегическим партнером тольяттинского завода. Еще совсем недавно г-н Чемезов говорил, что после завершения «раскольцовки» ВАЗа в руках РОЭ должно оказаться свыше 75% акций завода, чтобы после продажи блок-пакета стратегическому инвестору сохранить контроль над предприятием. Теперь же речь идет уже о блок-пакете, который готов в своих руках оставить РОЭ.

Такое резкое изменение позиции по столь принципиальному вопросу может иметь несолько причин. Во-первых, высокопоставленный чиновник мог попросту устать от управления столь сложным и проблемным предприятием как АвтоВАЗ. Оборонка, экспорт продукции которой контролируется РОЭ, намного более рентабельное и привычное ему дело, нежели автомобильное производство в условиях жестко конкурентного рынка. К тому же перспективы ВАЗа, по оценке всех аналитиков, выглядят пока весьма сомнительно. С точки зрения профессионального госслужащего, сейчас самое время умыть руки — похвалиться вроде есть чем (что и сделано в ходе интервью), а за дальнейшее будет в ответе тот, кто придет после нас.

Во-вторых, повальное увлечение крупных государственных структур созданием уже ставших притчей во языцех госкорпораций не обошло стороной и РОЭ. Сейчас ведомство Сергея Чемезова развивает проекты не только в оборонке, но и металлургии (холдинг «Русспецсталь»), авиации (холдинг «Роствертол»), и , наконец, машиностроении (вновь созданный указом Владимира Путина холдинг «Российские технологии» включит в себя все активы РОЭ). Все эти проекты требуют внимания, усилий и денег. Возиться с низкорентабельным автопромом может быть сейчас не выгодно.

Третье, и самое рискованное, соображение: буквально на днях деловые СМИ и общественность активно обсуждали решение Минпромэнерго о выделении на развитие автопрома 146,6 млрд рублей. Большинство аналитиков склонно было рассматривать эту инициативу как скрытую господдержку АвтоВАЗа, которому прочили получение практически всей этой суммы полностью. Решение Сергея Чемезова о продаже более 50% акций двум стратегическим (но при этом частным) партнерам, по всей видимости, может отрицательно сказаться на перспективах получения такой гигантской суммы тольяттинским заводом. Одно дело вкладываться в «свое предприятие», а другое — в компанию, лишь на четверть контролируемую тобой. Государство, выступая инвестором, особенно когда речь идет о таких суммах, вряд ли станет рисковать, вкладывая десятки миллиардов в предприятие, на три четверти контролируемое частными компаниями. О причинах решения подложить АвтоВАЗу такую свинью можно только догадываться.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Брайан Трейси, бизнес-гуру

Самая большая ошибка, какую только можно сделать - это думать, что мы работаем на кого-то, а не на себя.

 

Сделать стартовой