Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Битва за 4% (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", №33 от 27 августа 2007)

Битва за 4% (Коммерсантъ ДЕНЬГИ)

№33 от 27 августа 2007

Елена Соловьева, Александр Соловьев, Владислав Дорофеев

Второй год продолжается спад деловой литературы, занимающей около 4% отечественного книжного рынка. Уменьшаются тиражи и число новинок. Это приводит к вымыванию менее активных издателей. Оставшиеся же в борьбе за читателя вынуждены экспериментировать, искать новых авторов, разрабатывать пограничные темы, запускать серийные проекты, оперативно издавать западные бестселлеры, увеличивать долю качественной литературы, улучшать дизайн книг и снижать цены.

На российском рынке деловой литературы (речь идет о книгах, так или иначе связанных с организацией, ведением и обслуживанием бизнеса) продолжается спад, начавшийся в 2005 году. На несколько процентов упали и средний тираж, и число новых изданий. Оборот держится на переизданиях. Сокращение рынка ведет к снижению издательской активности. Вымываются игроки. Одно из знаковых деловых издательств - "Стокгольмская школа экономики" - куплено новым издательством "Манн, Иванов и Фербер", стартовавшим в 2005 году, когда и начался спад. Высокие барьеры инвестиционного входа в сегменте деловой литературы не мешают появляться амбициозным издателям, оживляющим рынок оригинальными новинками и приемами поддержки продаж.

Рынок деловой литературы продолжает характеризоваться низким показателем серийности. В 101 серию были объединены лишь 53,7% новых изданий данной тематики. Лидерами же продаж становились, как правило, издания внесерийные. Среди авторов бестселлеров редки российские эксперты, которые, как и в предыдущие годы, ограничиваются главным образом работами по вопросам бухучета, налогообложения и коучинга для практикующих специалистов.

Доля переводов на рынке деловой литературы снизилась до 15%. В основном это книги по менеджменту, маркетингу и управлению. Причем, как правило, это авторы высокого класса, а книжки - дорогие и серьезные. Выпуск западных новинок в России уже почти синхронизирован с выходом оригинальных изданий.

Наряду с классическими работами Филиппа Котлера или Питера Друкера, которые издаются в России с середины 90-х, появляются книги более современные - Майкла Портера и коллектива авторов консалтинговой группы "Маккинзи".

Российским издателям пришлось столкнуться с последствиями того, что в стране отсутствовала школа теоретических знаний о рыночной экономике. Это самым непосредственным образом коснулось книг о менеджменте и маркетинге: нет отечественных авторов. Лишь немногие авторы, работающие в жанре популярной литературы,- Глеб Архангельский, Олег Ласков и Светлана Иванова - обосновались в рейтингах продаж.

Растет выпуск изданий категории self-made, всевозможных курсов личного лидерства и методик достижения финансового благополучия. Устойчив интерес читателей к бизнес-историям, рассказам об успешных карьерах предпринимателей или управленцев высокого ранга. На этом фоне естественным стал успех книги "Чичваркин Е…гений" М. Котина.

На рынке деловой литературы продать сейчас можно практически все - и пародии на деловую литературу вроде книги "Бизнес по-еврейски" М. Л. Абрамовича, когда покупатель делает стойку на фамилию, и откровенный мейнстрим вроде "Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007" Архангельского, и много раз переизданных западных классиков.

Но не количество новинок и не ценовая политика определяют статус издателя на рынке деловой литературы. Главное - иметь в портфеле раскрученных авторов или востребованные серийные проекты, что уже сближает рынок деловой литературы с массовым книжным рынком. Практически все ведущие игроки этого сектора имеют своих топовых авторов или серии: издательство "Альпина Бизнес Букс" - Шон Кови, Дональд Трамп, Лари Кинг, Ричард Брэнсон, Гарри Бредемайер и Светлана Иванова; "Вильямс" - Лоис Франкел; "Омега-Л" - лицензионная серия "Taschen Guide. Просто! Практично!"; "Питер" - Джек Траут, Филипп Котлер, Владимир Савенок, Олег Ласков; "Попурри" - Роберт Кийосаки.

Нельзя сказать, что рынок деловой литературы стагнирует. Рейтинги издательской активности (не учитывающие учебную литературу для вузов) демонстрируют высокий уровень конкуренции в первой десятке игроков, обладающих примерно равными финансовыми и издательскими возможностями. Сегмент общедоступной деловой литературы по вопросам экономики, финансов и бизнеса остается привлекательным для инвестиций и экспериментов и сравнительно свободен. В нем много разных направлений. Заходи, издавай что хочешь, и у тебя есть шанс это продать, потому что нет на этом рынке очевидного монополиста, который в любой момент может на нового конкурента среагировать резким демпингом либо пародией. Так что сейчас рынок деловой литературы представляется наиболее интересным и перспективным в сфере издательского бизнеса.

Таблица I. Самые продаваемые деловые книги месяца

N

Издание

Издательство

Цена, руб.

1

Котин М. Чичваркин Е…гений. Если

М.:"Коммерсантъ",

170,00-240,00

 

из 100 раз тебя посылают 99…

С-Пб.:"Питер" 2007

 

2

Кови С. Р. Семь навыков

М.:"Альпина Бизнес

229,00-257,00

 

высокоэффективных людей: Мощные

инструменты развития личности

Букс", 2007

 

3

Франкел Л. П. Хорошие девочки не

добиваются успеха в бизнесе. Сотня

подсознательных ошибок, вредящих

карьере женщины

М.:"Вильямс", 2007

100,00-144,00

4

серия "Искусство думать" Кукла А.

М.:"Альпина Бизнес

209,00-236,00

 

Ментальные ловушки: глупости,

которые делают разумные люди,

чтобы испортить себе жизнь

Букс", 2007

 

5

Минто Б. Золотые правила Гарварда

М.:"Манн, Иванов и

424,00-545,00

 

и McKinsey. Принцип пирамиды в

мышлении, деловом письме и устных

выступлениях

Фербер", 2007

 

6

Архангельский Г. А. Тайм-драйв.

М.:"Манн, Иванов и

400,00-464,00

 

Как успевать жить и работать

Фербер", 2007

 

7

Кови С. Р. Восьмой навык. От

М.:"Альпина Бизнес

359,00-393,00

 

эффективности к величию (+DVD)

Букс", 2007

 

8

серия "Успех" Кийосаки Р. Т.

Богатый папа, бедный папа

Минск:"Попурри", 2007

162,00-240,00

9

Брэнсон Р. К черту все! Берись и

М.:"Альпина Бизнес

179,00-219,00

 

делай!

Букс", 2007

 

10

серия "Личные финансы" Хагстром Р.

Уоррен Баффет: как 5 долларов

превратить в 50 миллиардов.

Стратегия и тактика великого

инвестора

М.:"ЭКСМО", 2007

283,00-335,00

11

Резак Д. Связи решают все:

М.:"Манн, Иванов и

446,00-464,00

 

Бизнес-сказка о Царевне-лягушке

Фербер", 2007

 

12

Кинг Л. Как разговаривать с кем

М.:"Альпина Бизнес

269,00-314,00

 

угодно, когда угодно и где угодно

Букс", 2007

 

13

Франкел Л. П. Хорошие девочки не

становятся богатыми: 75 финансовых

ошибок, которые обычно совершают

женщины.

М.:"Вильямс", 2007

105,00-111,00

14

Иванова С.В. Искусство подбора

М.:"Альпина Бизнес

176,00-196,00

 

персонала. Как оценить человека за

час

Букс", 2007

 

15

серия "Высший класс" Янг Д. IКона.

Стив Джобс

М.:"ЭКСМО", 2007

361,00-447,00

16

серия "Мастерство работы со

М.:"Альпина Бизнес

179,00-201,00

 

словом" Бредемайер К. Черная

риторика: Власть и магия слова

Букс", 2007

 

17

Ласков О. Не стань Ходорковским.

Налоговые схемы, за которые не

посадят

М.:"Вершина", 2007

131,00-150,00

18

Ткаченко Д. В. О. Т. К. А. Т. -

Особая Техника Клиентской

АТтракции

М.:"Вершина", 2007

187,00-223,00

19

Мелия М. Бизнес - это психология:

М.:"Альпина Бизнес

319,00-364,00

 

Психологические координаты жизни

современного делового человека

Букс", 2007

 

20

Трейси Б.Сила обаяния. Как

М.:"Альпина Бизнес

179,00-209,00

 

завоевывать сердца и добиваться

успеха

Букс", 2007

 

21

Ветлужских Е. Мотивация и оплата

М.:"Альпина Бизнес

209,00-246,00

 

труда. Инструменты. Методики.

Практика

Букс", 2007

 

22

серия "Коротко и по делу" Фокс Дж.

М.:"Альпина Бизнес

149,00-214,00

 

Как стать первоклассным

руководителем. Правила привлечения

и удержания лучших специалистов

Букс", 2007

 

23

Архангельский Г. А. Формула

М.:"Манн, Иванов и

400,00-464,00

 

времени. Тайм-менеджмент на

Outlook 2007

Фербер", 2007

 

24

серия "Высший класс" Вайз Д.

Google. Прорыв в духе времени

М.:"ЭКСМО", 2007

361,00-433,00

25

серия "Деловой бестселлер" Траут

Д. Позиционирование: битва за умы.

Юбилейное издание

С-Пб."Питер", 2007

184,00-265,00

Таблица 1. подготовлена редакцией журнала "Книжный бизнес".

Таблица 2. Самые ассортиментные издательства

N

Издательство

Доля,

%

1

М.: "Вершина"

9,4

2

М.: "Омега-Л"

8,1

3

М.: ЭКСМО

7,0

4

М.: "ГроссМедиа Ферлаг"

6,8

5

Минск: "Попурри"

5,9

6

М.: "Альпина Бизнес Букс"

5,7

7

С-Пб.: "Питер"

5,2

8

М.: "Велби"

4,6

9

М.: "Налог-инфо"

4,4

10

М.: ИНФРА-М

4,1

 

Остальные издательства

38,9

Таблица 3. Самые тиражные издательства

N

Издательство

Доля,

%

1

М.: "Вершина"

8,7

2

Минск: "Попурри"

8,4

3

М.: "Омега-Л"

7,9

4

М.: "Альпина Бизнес Букс"

6,9

5

М.: ЭКСМО

6,6

6-7

М.: "ГроссМедиа Ферлаг"

4,6

6-7

С-Пб.: "Питер"

4,6

8

С-Пб.: "Диля"

4,4

9

М.: "Налог-инфо"

3,8

10

М.: "Велби"

3,5

 

Остальные издательства

40,6

Таблица 4. Самые успешные торговые площадки страны.

Место,

приоритет

для

издателя

 

Книготорговая структура

1

ТДК "Москва" (Москва)

2

МДК на Арбате (Москва)

3

"Библио-Глобус" (Москва)

4

Сетевые магазины ОЦ МДК (кроме

 

центрального на Арбате)

5

Сетевые магазины формата "Лас-книгас" в

 

Москве (ТОП-книга)

6

Центральные магазины сети "Новый

 

книжный" (Москва)

7

Екатеринбургский Дом книги

8

Санкт-Петербургский Дом книги

9

Сеть "Буквоед" (Санкт-Петербург)

10

Интернет-магазин "Озон"

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Ли Якокка

Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей.

 

Сделать стартовой