Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Бизнес в ученой степени

Бизнес в ученой степени (Секрет фирмы)

#8 от 5 марта 2007 

Юлия Фуколова

Чего больше всего не хватает бизнес-школам? Преподавателей-практиков. Но проблем от них иногда больше, чем пользы.

Московская школа управления «Сколково» появилась только в конце прошлого года, но уже начала задавать моду на образовательном рынке. Новое учебное заведение собирается активно привлекать к преподаванию бизнесменов, и в первую очередь своих основателей. Среди них – Рубен Варданян, Рустам Тарико, Роман Абрамович, Михаил Куснирович и другие крупные предприниматели (см. СФ13/2006).

После таких заявлений о роли практиков в обучении невольно заговорили все, хотя проблема оторванности бизнес-образования от бизнеса существует уже давно. Последние несколько лет на преподавателей-практиков идет настоящая охота. Чистые теоретики уже никому не нужны, а блестящих профессоров, которые совмещали бы преподавание с реальным делом, по-прежнему мало. В прошлом году Владимир Путин публично призвал бизнесменов идти в вузы преподавать и принимать экзамены, затем этот призыв подхватил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Но преподавателей от бизнеса больше не стало.

Может, плохо звали?

Зарядка для мозгов
Вечер понедельника. Лекция по управлению человеческими ресурсами в бизнес-школе МИРБИС. Семеро студентов уткнулись в пухлые папки с раздаточными материалами – дочитывают кейс. Преподаватель Дмитрий Куприянов, видимо, застрял в пробке. Минут через десять после начала занятия он появляется в аудитории и привычным движением включает проектор.

– Так, на чем остановились? Мотивация?

Дмитрий потирает руки, снимает пиджак. Потом снова его надевает. И начинает рассказывать про точку безубыточности. Видимо, прежде чем делить деньги, студенты должны четко понять, откуда они берутся. Затем тема переходит в практическую плоскость: из чего складывается вознаграждение сотрудника и, в частности, как пользоваться обзорами зарплат? Что делать с человеком, получающим больше, чем в среднем по рынку? Если работодателя это соотношение устраивает, все довольны. А если нет? Снижать зарплату нельзя – сотрудник может сразу уволиться. Лучше дозагрузить его работой или, в крайнем случае, заморозить повышение зарплаты – со временем она сравняется со среднерыночной.

Генеральный директор инвестиционной компании Basis & Co Дмитрий Куприянов сам платит зарплаты и знает, о чем говорит. В свое время он работал HR-директором в крупных фирмах, а в недавнем прошлом возглавлял сеть «Банана-мама». Сегодня он читает свой курс сразу в двух бизнес-школах – Высшей школе менеджмента (ВШМ) ГУ-ВШЭ и МИРБИСе.

«Мне нравится преподавать,– говорит Дмитрий Куприянов,– это хорошее упражнение для мозгов». Подобный подход – большая редкость. Основной массе бизнесменов просто некогда думать о преподавании. «На Западе менеджеры и предприниматели идут преподавать чаще всего после выхода на пенсию, когда продолжать карьеру уже неинтересно, а силы еще есть. А нашим бизнесменам до пенсии далеко, им еще „порулить” хочется»,– объясняет декан ВШМ Сергей Филонович.

Но дело не только в дефиците времени – у некоторых вообще нет никакого желания учить менеджеров. «Я принципиально не хочу обучать взрослых меркантильных людей тому, как зарабатывать еще больше»,– заявил СФ один из управленцев.

Словом, на очередь потенциальных преподавателей бизнес-школам пока не стоит рассчитывать. Как же привлекать практиков в таких условиях?

Как держать нос по ветру
Зарубежные бизнес-школы уже давно сотрудничают с преподавателями-практиками, поэтому их опыт может оказаться полезным российским учебным заведениям. Например, одна из ведущих европейских бизнес-школ Instituto de Empresa (IE) основана испанскими бизнесменами, и ее программы в первую очередь нацелены на обучение предпринимательству. Без достаточного количества практиков школа просто не смогла бы развиваться. «Чтобы стать преподавателями в IE, люди проходят особый путь, и его нельзя назвать легким»,– говорит директор по маркетингу и инновациям Хоакин Урибарри.

Будущий преподаватель, к примеру, маркетинга, должен быть экспертом в своей области, иметь хороший академический опыт (желательно степень PhD), а также публикации по профессиональной тематике. Во время интервью кандидат подробно рассказывает о себе, а руководство профильного факультета решает, достаточно ли у претендента опыта для преподавания. Затем практик разрабатывает учебный план, представляет программу на обсуждение, и, если все проходит успешно, его допускают к работе со студентами.

С кандидатами на роль преподавателя у IE особых проблем нет: сотрудничать с ведущими бизнес-школами считается престижным. На сегодняшний день IE задействует в учебном процессе около 150 так называемых associate professors – это представители HP, Microsoft, Telefonica и других компаний. Подавляющее большинство из них получили в IE степень MBA или EMBA, а затем продолжили сотрудничество с бизнес-школой.

Основной блок дисциплин школа на 80% «закрывает» представителями академической среды и 20% отдает практикам. Зато курсы по выбору (например, трейд-маркетинг, международные стандарты бухучета и т. п.) обычно ведут представители бизнеса.

Если же практик обладает уникальными знаниями, но его педагогические навыки недостаточно развиты, IE предлагает ему специальные курсы, а также использует такой прием, как team teaching (занятие ведут два преподавателя одновременно – штатный профессор и бизнесмен). «Бизнес-школы должны быть адекватны рынку, и практики дают нам возможность держать нос по ветру»,– объясняет Хоакин Урибарри.



Охота на практика
Деканы бизнес-школ – люди двойного назначения. Как научные работники они посещают конференции, семинары, обмениваются опытом. Но очень быстро перевоплощаются и действуют уже как рекрутеры. Отметив яркое выступление, знакомятся с докладчиком, а потом осторожно за чашечкой кофе произносят фразу-пароль. Например, готов ли бизнесмен к нефинансовому спонсорству, то есть пожертвовать немного своего времени? Так кандидату дают понять, что его знания и опыт оценили, и предлагают примерить роль преподавателя.

Преподавательская карьера Дмитрия Куприянова началась пять лет назад, когда на семинарах, организованных ИД «Коммерсантъ» совместно с Harvard Business School, он познакомился с Сергеем Филоновичем и согласился прочитать курс в ВШМ. А ректор ИБДА Сергей Мясоедов приметил другого перспективного преподавателя на церемонии открытия бизнес-школы «Сколково». Правда, фамилию бизнесмена не называет, чтобы не сглазить. Сейчас господин Мясоедов ведет переговоры и с Ириной Кибиной, вице-президентом «Евразхолдинга». Она уже провела в ИБДА один мастер-класс о связи имиджа компании и ее стоимости в период подготовки к IPO. И, возможно, будет продолжать.

Деканам ничего не остается, как ходить вокруг практиков кругами и упрашивать. Школы не могут им предложить ни больших денег, ни высокого статуса – преподавательская работа в бизнес-среде пока не считается престижной. Так, коммерческий директор сети «Акадо» (кабельное ТВ) Сергей Бешев преподает маркетинговые дисциплины уже шесть лет, но на его позиционировании в компании это никак не отражается. «Акционеры в курсе, но главное их пожелание – чтобы преподавание не мешало основной деятельности»,– говорит Бешев. Кроме того, гонорары от бизнес-школ несопоставимы с основными доходами бизнесменов. В лучшем случае практикам платят по верхней ставке штатных профессоров, то есть около $100–130 в час.

Но, несмотря ни на что, всегда находятся предприниматели, готовые делиться знаниями. Ими движет желание совершенствоваться в преподаваемых дисциплинах, а также возможность протестировать свои идеи в академической среде. Так что благодаря настойчивости и личной репутации деканов рекрутинг может увенчаться успехом. В этом плане наиболее сговорчивы собственные выпускники: например, 14 менеджеров, закончивших МИРБИС, уже преподают в alma mater. Но самое интересное начинается, когда практик переступает порог школы.

Дмитрий Куприянов: «Мне нравится преподавать, это хорошее упражнение для мозгов»

Сказка для студента
«Примерно 10% желающих отсеиваются сразу, когда видят, какой объем работы им предстоит»,– рассказывает проректор по дополнительному образованию МИРБИСа Елена Бешкинская. Разработать учебный план, нарисовать слайды, подготовить список литературы, согласовать курс с руководителем программы – сделать все это не так-то просто.

Базовые дисциплины практикам вряд ли доверят – без солидной теоретической подготовки здесь делать нечего. В основном их преподавательская ниша – дисциплины специализации и курсы по выбору (элективы): проведение маркетинговых исследований, вывод товаров для регионального рынка и т. п.

Но если практик справился с учебным планом, это еще не значит, что аудитория его оценит. Тем более сложно судить о преподавателе по первой «инаугурационной» лекции. «Одну гостевую лекцию или мастер-класс на два часа осилит практически любой бизнесмен,– говорит Сергей Филонович.– Но чтобы выстроить курс, скажем, 10 занятий по четыре часа, рассказами о своей карьере не отделаешься».

Волей-неволей бизнес-школам приходится идти на риск. И иногда они нарываются на «сказочников» – так этот тип преподавателей назвал Сергей Филонович. Поначалу зал слушает их, раскрыв рот, на втором занятии у лектора запас баек иссякает, а на третьем говорить уже не о чем. И спикер остается без аудитории. Почти в каждой бизнес-школе случались подобные истории. Сергей Мясоедов вспомнил, как один из выступавших, вместо того чтобы говорить о своих находках в области управления, начал рассказывать автобиографию и нахваливать собственную компанию.

«Слава богу, у меня провалов не было, но я сочувствую преподавателям, когда узнаю о таких случаях. Помидорами, конечно, их не закидывают, но удар по самооценке они получают серьезный»,– говорит Дмитрий Куприянов.

Но даже если у человека есть информация, которая может заинтересовать слушателей, его подстерегает еще одна ловушка. Обладать знаниями и уметь их передавать – не одно и то же.

Андрей Волков: «Мы собираемся активно привлекать к преподаванию бизнесменов»

Научи ученого
Деканы бизнес-школ рассказывают, что основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин не любит читать лекции – ему больше нравится беседовать со слушателями и отвечать на их вопросы. Видимо, он не считает свои лекторские способности выдающимися.

А как оценивают свои таланты другие известные предприниматели? «Недавно на заседании попечительского совета мы обсуждали вопрос о преподавателях, и бизнесмены–основатели школы сказали „да”, они готовы этим заниматься,– рассказывает декан московской школы управления „Сколково” Андрей Волков.– Но все согласились, что выступить даже с небольшим курсом – это нетривиальная интеллектуальная задача». Декан школы довольно трезво оценивает их шансы. «Кто-то из бизнесменов, безусловно, потянет, а кто-то нет»,– отметил Волков.

Людей такого масштаба, как Роман Абрамович или Рустам Тарико, придут послушать хотя бы из любопытства. А многим придется работать над формой не меньше чем над содержанием. «Успех в бизнесе напрямую не связан со способностью выступать публично»,– подчеркивает Сергей Мясоедов.

Однако студенты и не ждут от практиков особых педагогических приемов. «Преподавателям-практикам нужна лишь хорошая энергетика, чтобы не испортить подачу собственных знаний»,– уверен директор по персоналу компании «Ситроникс», выпускник Высшей школы бизнеса МГУ Артур Авдеенко.

Например, весьма энергично началась преподавательская карьера Сергея Бешева. В свое время он работал в компании Motorola и открывал учебное заведение для дилеров – Motorola Sales Academy. Организаторский талант Сергея заметил один из преподавателей ВШМБ АНХ и пригласил его попробовать себя в качестве лектора. Бешев прочитал студентам MBA курс «Работа с ключевыми клиентами» и неожиданно для себя попал в топ-десятку преподавателей ВШМБ. Сегодня он ведет уже три курса, а также руководит программой MBA-Telecom в МИРБИСе.

Впрочем, если бизнесмену не хватит собственного таланта, то некоторые бизнес-школы берутся ему помогать. Так, в МИРБИСе действует школа педагогического мастерства для преподавателей. Прослушав пять-шесть модулей в течение года, они поймут, как планировать занятие, оценивать знания студентов и т. п. Проблема в другом: бизнесменов, желающих учиться преподаванию, пока не слишком много.

Плюсы и минусы преподавателей-практиков
 +
Лучше знают основные проблемы бизнеса и понимают, что нужно студентам
Приводят свежие примеры из реальной практики
Консультируют слушателей в решении их бизнес-проблем
Заряжают примером своего успеха, помогают развитию лидерских качеств
Могут помочь слушателям с дальнейшим трудоустройством
 –
Не всегда могут сбалансированно выстроить курс
Имеют слабую теоретическую подготовку
Зачастую оперируют примерами из одной отрасли
Не обладают достаточным педагогическим мастерством и навыками работы со взрослой аудиторией
Не всегда располагают свободным временем, приходится отменять и переносить занятия



Делу – время
К
огда-то братья Коэны сняли сатирическую комедию «Подставное лицо» – историю про служащего, который волею случая оказался президентом корпорации. Однако режиссеры и не предполагали, что их фильм будут использовать в качестве учебного пособия на семинаре по управлению кризисом. Когда преподаватель EMBA Высшей школы менеджмента, главный финансовый директор СУЭК Владимир Преображенский не смог прийти на занятие, руководители школы решили его не отменять. Студентам показали отрывки из фильма, а затем они обсудили поведение героя, попадающего в сложные ситуации.

Конечно, штатные преподаватели тоже отменяют и переносят лекции. Но с практиками это случается гораздо чаще. «Как только у нас появляется преподаватель-практик, я понимаю, что это повышенный риск»,– признается Филонович. Дмитрий Куприянов, например, в этом году планировал начать свои занятия 15 января. Но задержался в США, и все даты пришлось сдвигать.

Досаду руководителей бизнес-школ понять можно. Это большая удача, когда практик соглашается прочитать курс и люди готовы его слушать. Но его непредсказуемость ставит под удар учебный план. Многие менеджеры, например, соглашаются читать лекции исключительно по выходным, чтобы не подводить ни школу, ни своего работодателя. «Но если мы предлагаем заменить преподавателя либо перенести занятия, то студенты обычно выбирают второй вариант»,– говорит Елена Бешкинская.

Учебный баланс
Н
есмотря на сложности, связанные с привлечением практиков, бизнес-школы не собираются отказываться от их живого опыта. Хотя споры об идеальном соотношении теоретиков и практиков в деле обучения менеджеров не утихают до сих пор. «Нельзя сказать, кто полезнее – практики или теоретики. Это все равно что спросить, от чего больше пользы – от ноги или от головы»,– говорит ректор ВШМБ АНХ Леонид Евенко.

Проблема любого бизнес-образования в том, что знания и технические навыки быстро устаревают. Именно поэтому, по мнению Сергея Филоновича, программу MBA нельзя отрывать от жизни. Но она и не должна быть излишне прагматичной. «Основная задача бизнес-школы – изменить мышление человека и его подход к бизнесу. Это же не ПТУ, где дадут молоток и будут показывать, как им работать,– говорит Филонович.– Вместо того чтобы учить людей конкретным знаниям или навыкам, их надо учить эти знания генерировать. Вот этот навык неубиенный». А уж кто передаст менеджерам столь ценный опыт, теоретик или практик, особой разницы, наверное, нет.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Ярослав Гашек

Не отвечайте сразу, досчитайте в уме до десяти, и если после этого вам захочется еще досчитать до ста, значит, лучше ответить завтра.

 

Сделать стартовой