Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Прощание «японки» ( журнал Эксперт Online, 16 марта 2009 )

Прощание «японки» ( журнал Эксперт Online,  16 марта 2009 )

С начала 2008 года Дальневосточное таможенное управление фиксирует значительное уменьшение объемов ввоза в регион подержанных японских автомобилей. Финансовый кризис и повышение таможенных пошлин на импорт бывших в употреблении иномарок поставили местный автобизнес, одну из основных частей дальневосточной экономики, и смежные с ним структуры на грань выживания.

Василий Авченко, автор «Эксперт Online»

Пока одни сокращают штаты и закрываются, другие ищут способы «переквалифицироваться в управдомы». Тем временем федеральный центр решил завалить Дальний Восток продукцией отечественного автопрома, выделив для этого специальные субсидии железнодорожникам и даже решив построить в регионе автозавод..

«Зеленка» в тумане

По «Зеленому углу» – легендарному владивостокскому рынку подержанных японских автомобилей – сильнее всего ударили не столько новые пошлины [1], из-за которых во Владивостоке вот уже несколько месяцев идут акции протеста, сколько мировой финансовый кризис, вызвавший резкое падение покупательской способности россиян и сопряженный с падением курса рубля по отношению к доллару и евро. Японцы готовы «скидывать» свой аукционный секонд-хенд едва ли не по бросовой цене, нивелируя тем самым повысившиеся пошлины, однако у уральцев и сибиряков, прежде массово ездивших в Приморье за «японками», теперь просто нет денег на автомобили. И даже известие о возможном переносе «Зеленки», как в обиходе называют авторынок, за город в связи с планами строительства на его месте жилого микрорайона сегодня не вызывает среди скучающих автопродавцов тех эмоций, что раньше: снявши голову, по волосам не плачут.

Таможня и портовики рапортуют о резком снижении объемов импорта подержанных иномарок в порты Дальнего Востока. По словам начальника Дальневосточного таможенного управления Игоря Власенко, в январе-феврале текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года импорт автомобильного транспорта юридическими лицами сократился более чем вдвое (легковых машин и грузовиков – в 2,3 раза, автобусов – в три раза). Ввоз легковушек физическими лицами сократился за этот же период еще серьезнее – в 4,4 раза.

Определенную обеспокоенность выражают не только дальневосточники, но и японцы. «Например, в префектуре Тояма очень развит бизнес по экспорту подержанных машин в Россию. Сейчас русские перестали ездить к нам за автомобилями, и многие фирмы оказались на грани банкротства», – рассказал «Эксперту Online» журналист японской общенациональной газеты «Йомиури» Кадзунори Хирачи, прибывший во Владивосток для изучения ситуации на месте. Понятно, что автомобили из Японии экспортируются не только в Россию, но и в ОАЭ, Пакистан, Кению, ЮАР, однако кризис ударил по всем.

Завод от Грызлова

В конце февраля единороссы устами председателя Госдумы и, к слову, почетного гражданина Владивостока Бориса Грызлова пообещали дальневосточникам найти инвесторов для строительства в регионе трех автозаводов – по одному в Приморье, Хабаровском крае и Приамурье (излишне напоминать, что автомобильного производства за Уралом прежде никогда не было). «Это ответ тем, кто хочет ездить на старых, выброшенных на свалку японских автомобилях», – заявил журналистам Грызлов. Правда, вряд ли эти заводы будут выпускать столь полюбившихся местным жителям «японки». «Японские компании хотят нам сдавать старье, и от них предложений, конечно, не будет, так что будем использовать другие марки», – привел слова Грызлова сайт его сторонников www.gryzlov.ru [2] (видимо, председатель Госдумы забыл о том, что под Санкт-Петербургом давно открыт завод японской Toyota; аналогичные намерения продекларировали и другие японские автопроизводители – Nissan, Mitsubishi, Suzuki).

В это же время о своих намерениях рассмотреть возможности создания автосборочных предприятий на Дальнем Востоке независимо от Грызлова объявили два российских производителя – АвтоВАЗ и Sollers. Как сообщалось в СМИ, тольяттинский автогигант допускает возможность сборки в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) «Лады», а также моделей альянса Renault-Nissan, являющегося партнером российского концерна. Sollers же ведет речь о сборке внедорожников южнокорейской марки SsangYong и, возможно, японских грузовиков Isuzu (где именно – пока не известно). По партийной же линии поиск зарубежных инвесторов начат филиалом Центра социально-консервативной политики «Единой России» в Сингапуре, определенные надежды связываются здесь с Республикой Корея. Однако ряд приморских экспертов скептически оценили перспективы строительства автозавода на Дальнем Востоке (слишком велики затраты и узок рынок сбыта). Похоже, если решение о строительстве и будет принято, то не в последнюю очередь по политическим причинам, имея в виду в том числе и явный рост социальной напряженности на Дальнем Востоке, вызванный повышением пошлин и снижением уровня жизни.

Бесплатная дорога на Восток

В качестве другой преференции, призванной подсластить повышение пошлин [3], выступает постановление премьер-министра Владимира Путина №194 от 4 марта. В соответствии с этим документом, озаглавленным «О перевозках ОАО РЖД новых легковых автомобилей, произведенных на территории РФ, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа», государство готово предоставить железнодорожникам субсидии для того, чтобы соответствующие машины бесплатно доставлялись [4] на Дальний Восток. Тогда, мол, дальневосточники окажутся в равном положении с нормальными россиянами и перестанут цепляться за свой еретический правый руль. В перечне автомобилей, попадающих под льготный режим перевозки, модели АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа (у этих предприятий, к слову, уже имеются дилерские центры во Владивостоке), а также ряд иностранных и полуиностранных марок, собираемых на территории России («Шевроле-Нива», «Форд-Фокус», «Рено-Логан», «Шкода-Октавиа», «Тойота-Камри» и некоторые другие).

Правда, особых восторгов среди рядовых дальневосточных автомобилистов такое решение, как и следовало ожидать, не вызвало. Новые автомобили все равно мало кому окажутся по карману (сегодня в ДВФО доля автомобилей 2005−2008 годов выпуска составляет всего 1,3% при среднероссийском показателе 20%), а «льготный» модельный ряд гораздо беднее, чем предлагает сегодня тот же «Зеленый угол». К тому же за последние полтора-два десятилетия в Приморье сложилась система поставок запчастей, ремонта и другого обслуживания, «заточенная» именно под ассортимент вторичного рынка Японии. А вдоль федеральной трассы, ведущей из Владивостока на запад России, именно с подачи автоперегонщиков затеплились оазисы жизни и мелкого предпринимательства (шиномонтажки, кафе, магазины). Вместе с тем в феврале только в адрес АвтоВАЗа поступило свыше 30 заявок на получение статуса дилера данного предприятия в регионах Дальнего Востока. По мнению агентства «Автостат», таким образом дальневосточные автобизнесмены ищут пути выживания.

Впрочем, в качестве единственного дальневосточника, готового пересесть на отечественные автомобили, пока выступает только губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Он заявил о насильственной русификации служебного автопарка областной администрации и выставил ряд соответствующих автомобилей на аукцион. Однако, как стало известно сегодня, пока на аукцион не поступило ни одной заявки от желающих купить губернаторский Mercedes (стартовая цена – 5,5 млн рублей). Похоже, упрямые дальневосточники по-прежнему, используя лексику Бориса Грызлова, хотят «ездить на старых, выброшенных на свалку японских автомобилях».



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

О’Генри

Дай себе сто очков, когда другие дают два, и если тебя не выбросят вон, получишь, что хотел.

 

Сделать стартовой