Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Дороги на пенсиях ( журнал "Эксперт Online", 20 мая 2008 )

Дороги на пенсиях ( журнал "Эксперт Online", 20 мая 2008 )

Правительство решило строить инфраструктуру на пенсионные деньги. Будущим пенсионерам не позавидуешь – доходность таких проектов мизерная, а риски велики.

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»

Пенсионные накопления граждан могут быть частично использованы на выпуск инфраструктурных облигаций, заявил сегодня министр транспорта РФ Игорь Левитин. «Внешэкономбанк и Сбербанк предложили использовать части пенсионных накоплений, которые будут востребованы за пределами 2020 года, и под них выпускать инфраструктурные облигации», — сообщил министр. При этом обоими банками будет создан инфраструктурный фонд, который будет реализовывать проекты в 2015−2020 годах. Левитин отметил, что это распространенный мировой опыт, и по таким схемам работают в развитых странах. Он также сообщил, что премьер-министр не возражает против реализации такой схемы в случае, если будет обеспечена сохранность этих средств и соответствующая доходность пенсионных накоплений.

По мнению зам. руководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольги Беленькой, речь идет скорее всего о том, чтобы инфраструктурный фонд выпускал облигации, а покупал их ВЭБ на пенсионные деньги «молчунов».

Это даст деньги и на строительство транспортной инфраструктуры, и поможет решить проблему инвестирования средств «молчунов». На 1 января 2008 года под управлением ВЭБа находилось более 360 млрд рублей пенсионных накоплений. А госбумаг, куда по закону эти деньги вкладываются, уже не хватает и доходность их снижается. Так, по итогам прошлого года Внешэкономбанк заработал для будущих пенсионеров всего 5,98%.

Однако эксперты сомневаются, что вложения в транспортную инфраструктуру обеспечат пенсионным деньгам существенно большую доходность. «Маловероятно, что государство предложит существенную доходность по таким ценным бумагам, — говорит Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент». — Можно ожидать, что доходность будет устанавливаться с небольшой премией к показателю доходности государственных долговых бумаг». При этом даже для ее достижения, полученные в ходе размещения облигаций средства должны инвестироваться исключительно в коммерческие проекты. «Объектами для вложений будет доходная инфраструктура, например, портовая, возможно, платные дороги и т.д.», — говорит Осин. С ним соглашается и Беленькая – это должны быть концессионные договора, программы частно-государственного партнерства – проекты должны быть с коммерческой составляющей.

Гендиректор УК «КИТ Фортис Инвестментс» Владимир Кириллов рассказал «Эксперту Online», что хотел поучаствовать в инвестировании в строительство дорог, но всё просчитав, понял, что доходность такого проекта будет мизерная, а деньги надо будет вложить не менее, чем на 20 лет. «Это даже меньше доходности по вложению в госбумаги, то есть, в разы меньше инфляции», — говорит он.

Прибыль по этим бумагам могла бы быть и выше, но их размещение будет носить нерыночной характер — средства будут вкладываться директивно. «Во-вторых, инфраструктурное строительство само по себе является бизнесом с высокими сроками окупаемости», — говорит Осин.

Риски же инфраструктурных проектов огромны – это и увеличение стоимости проектов, рост сроков их окупаемости, а также недостаточный денежный поток для обслуживания облигаций (если поступлений от инфраструктуры не хватит для выплаты купона или погашения). «Без государственных гарантий по данным активам не обойтись», — считает Осин. «По облигациям всегда гарантированная доходность, вопрос только в том, кто эти обязательства будет выполнять в случае форсмажора. Это уже и государству не очень выгодно», — говорит Беленькая. «Понятно, что деньгами молчунов можно распоряжаться как угодно. Риск уменьшается, если это будут проекты частно-государственного партнерства, тогда частный бизнес будет их контролировать. Но я думаю, что в любом случае будут предусмотрены какие-то госгарантии», — предполагает Кириллов.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джек Траут

Если формулировки миссии компании напоминают кашу, значит, организация не знает, куда она идет.

 

Сделать стартовой